|
|
N°74, 29 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кластер дружбы народов
В Карачаево-Черкесии завершился цикл этнической ротации должностей
Президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев (на снимке) принял вчера отставку правительства республики. Всем министрам пока поручено исполнять обязанности до сформирования нового кабинета. Исключение, видимо, сделано только для премьера -- вместо Владимира Кайшева, которого г-н Эбзеев, впрочем, на прощание похвалил, исполняющим обязанности премьера стал его бывший заместитель Мурадин Кемов. Внятно объяснить причину отставки правительства, работа которого удостоилась «в целом вполне удовлетворительной» оценки Бориса Эбзеева, официальный Черкесск не может. По-видимому, все дело в том, что Владимир Кайшев был этнический грек, а Мурадин Кемов -- черкес по национальности. Теперь в КЧР, где три самые многочисленные этнические группы -- карачаевцы, русские и черкесы, восстановлена традиционная схема представительства этносов на высшем уровне региональной власти. Президент Эбзеев -- карачаевец, председатель Народного собрания Александр Иванов -- русский, и.о. премьера г-н Кемов -- черкес.
«О кардинальном изменении состава нового правительства речь не идет. В целом работу прежнего состава правительства можно считать вполне удовлетворительной. Прежде всего это касается сельского хозяйства -- отрасли, которую курировал лично Владимир Григорьевич Кайшев, а также строительного комплекса», -- прокомментировал увольнение министров президент Эбзеев. Новое правительство, по его словам, продолжит работать над двумя векторами развития: социальное обустройство республики, а также создание энергетического, туристско-рекреационного, агропромышленного и образовательно-инновационного кластеров.
По одной из версий, премьер не сработался с президентом. Но в декабре прошлого года президент КЧР Борис Эбзеев в интервью «Времени новостей» весьма многословно хвалил работу Владимира Кайшева, который возглавил кабинет министров КЧР практически с момента назначения самого г-на Эбзеева президентом. Этнический грек г-н Кайшев словно символизировал отказ нового руководства КЧР от этнического принципа замещения должностей, который много лет господствует на российском Кавказе и не всегда означает, что чиновниками становятся реально компетентные и работоспособные люди. Именно Владимира Кайшева, специалиста с опытом управленческой и предпринимательской работы в Москве, считали главным назначенцем г-на Эбзеева.
Но к моменту, когда 21 апреля КЧР посетил полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе, вице-премьер Александр Хлопонин, было уже почти официально объявлено, что премьерская карьера г-на Кайшева завершается. Более того, полпред президента потребовал назначить нового премьер-министра до 1 мая. К слову, Борис Эбзеев летом 2008 года стал первым назначенцем Дмитрия Медведева на Северном Кавказе. Теперь Кремль, видимо, решил послать ему сигнал о необходимости коррекции кадровой политики. По некоторым данным, г-н Хлопонин недвусмысленно дал понять, что правительство КЧР должен возглавить черкес.
Не то чтобы это означало, будто попытки новых руководителей отказаться от прежней практики этнических назначений перестали радовать федеральный центр. Проблема в том, что многие эксперты по Северному Кавказу называют Карачаево-Черкесию одним из самых проблемных регионов СКФО, поскольку в последние несколько месяцев там на глазах обостряются межэтнические отношения между карачаевцами (около 40% населения) и черкесами (около 10%, без учета родственных им этнических групп). С осени прошлого года имело место несколько массовых драк между карачаевской и черкесской молодежью. Черкесы периодически ставят вопрос о выделении собственного субъекта федерации либо о включении КЧР в состав Ставропольского или Краснодарского края. Представители черкесской общины считают, что в существующих границах в КЧР складывается карачаевская этнократия, когда карачаевские политики фактически распоряжаются всеми возможными ресурсами в ущерб не только черкесам, но и всем некарачаевцам.
Противники этой точки зрения -- то есть главным образом карачаевцы -- считают, что причиной черкесских тревог и возмущений на самом деле является прошлогодний отказ республиканского парламента делегировать в Совет Федерации Вячеслава Дерева, брата умершего несколько лет назад бизнесмена Станислава Дерева, влиятельнейшего черкесского бизнесмена и политика. В 1999 году Станислав Дерев баллотировался в президенты КЧР при поддержке черкесской и значительной части русской общины, но, по официальным данным, проиграл карачаевцу Владимиру Семенову. Ситуация в республике зависла тогда буквально в шаге от гражданской войны. И, согласно официальной версии, летом 2009 года местные парламентарии отказались доверять сенатский портфель родному брату человека, который был, по их мнению, среди главных виновников всплеска нестабильности десятилетней давности. На самом деле после 1999 года КЧР почти не выходила из состояния политического кризиса, и как раз черкесы, будучи всего лишь третьей по численности общиной, часто оказывались в роли своеобразного стабилизатора ситуации, тогда как острейшие политические конфликты буквально раздирали карачаевскую часть общества.
Семья Деревых сначала поддержала второго по счету президента-карачаевца Мустафу Батдыева, но прервала с ним отношения, когда в 2004 году выяснилось, что его семья причастна к убийству семерых карачаевцев в процессе дележа акций местного химзавода. Вполне естественно, что когда Мустафу Батдыева наконец сменили на Бориса Эбзеева, новый президент постарался выстроить конструктивные отношения с влиятельными черкесами и карачаевской оппозицией г-ну Батдыеву. Однако получилось так, что г-н Батдыев ушел недалеко от власти -- сейчас он возглавляет отделение пенсионного фонда по КЧР. Некоторые из его ближайших соратников сохранили должности в местном правительстве и администрации президента или успели вернуться на них. И в целом эта карачаевская команда сохраняет в регионе большое влияние. Между тем лидер антибатдыевской карачаевской оппозиции Ислам Крымшамхалов, которого Борис Эбзеев с самого начала попытался записать в свои союзники, был убит в Черкесске в январе прошлого года.
Тем временем в администрацию президента КЧР стали возвращаться карачаевские политики, игравшие ключевые роли при президенте Владимире Семенове, то есть в 1999--2003 годах. Происходит весьма типичный для маленьких республик Северного Кавказа процесс: третий по счету президент пытается опереться на соратников первого, справедливо полагая, что кадры второго не отличаются профпригодностью, но забывая, что когда-то и они казались лучше предшественников.
Все это образовало фон для очень тревожного роста напряженности между черкесами и карачаевцами. И когда в феврале этого года парламент КЧР вместо ушедшего в Совет Федерации черкеса Зураба Докшокова возглавил русский, черкесские лидеры получили формальное право требовать расширения политического представительства своего этноса. Теперь этот промежуточный результат можно считать достигнутым. Однако сами черкесы понимают, что должность премьера (как, кстати, и должность спикера) -- исключительно техническая. Да и г-н Докшоков в Совете Федерации для них совершенно не то, чем был бы Вячеслав Дерев. Неудивительно, что черкесы продолжают планировать свой съезд и резко критиковать власти, в том числе требуя расследования резонансного убийства молодого черкесского активиста Аслана Жукова в марте этого года.
«Межэтнические отношения накаляются не потому, что власть специально этого добивается, а просто потому, что она работает так, как работает последние 20 лет, -- говорит собеседник «Времени новостей» в Черкесске. - Ситуация быстро меняется в худшую сторону, и все зависит от того, чего хочет центр: если нужна эскалация, будет эскалация. Если захотят навести порядок, будет порядок».
Иван СУХОВ