|
|
N°74, 29 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Принцип «одной двери»
Госпосредники помогут чиновникам обслуживать граждан дистанционно
На федеральном уровне необходимо принять 877 административных регламентов исполнения наиболее массовых и общественно значимых государственных функций, которые будут содержать четкий порядок предоставления различных государственных услуг юридическим и физическим лицам: сроки, результаты, исчерпывающий список требуемых от обращающихся документов. Еще по 122 аналогичных документа должно появиться в каждом из регионов и по 88 -- на муниципальном уровне. Такой вывод сделало Министерство экономического развития по итогам изучения всего объема государственных и муниципальных властных полномочий по предоставлению услуг по запросам граждан и организаций. Об этом сообщил заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономики Максим Паршин в Совете Федерации на «круглом столе», посвященном исполнению муниципальных функций.
Переписью оказываемых органами власти услуг населению (в виде выдачи справок, разрешений и других документов) Минэкономики занялось в рамках административной реформы. В значительной степени эта работа была направлена на преодоление хронического неприятия между гражданами и чиновниками. «Одним из основных индикаторов деятельности органов власти является степень удовлетворенности населения предоставлением государственных и муниципальных услуг. Именно в этот момент граждане и юридические лица наиболее часто сталкиваются с чиновниками и по их работе судят о деятельности власти в целом», -- считает первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления Анатолий Салтыков. Максим Паршин назвал качество услуг «единственным показателем качества государственного управления, понятным гражданам и бизнесу». «Регламенты сами по себе качество услуг не повышают, но дисциплинируют чиновников и дают гражданам возможность в случае необходимости обжаловать действия или бездействие чиновников», -- уверен представитель Минэкономики.
Сейчас в различных законодательных и нормативных актах федерального уровня, по данным Минэкономики, содержатся упоминания порядка 6 тыс. функций и услуг, предоставляемых различными государственными органами гражданам и компаниям. В каждом регионе к ним добавляется от 30 до нескольких тысяч полномочий, предусмотренных законодательством субъекта федерации. Свой вклад в дело справкотворчества вносит и муниципальный уровень. Между тем в США на федеральном уровне насчитывается таких функций всего около 400.
В России министерствами и ведомствами уже утверждено 430 федеральных административных регламентов. Еще около 5 тыс. аналогичных документов появилось на региональном уровне. Данных о масштабах подготовки регламентов на муниципальном уровне у Минэкономики нет. Полный реестр государственных и муниципальных услуг будет содержаться на сайте gosuslugi.ru.
Возможностями бесконтактного общения с чиновниками через службу «одного окна» можно будет воспользоваться не только в виртуальном пространстве, но и в оффлайне -- в многофункциональных центрах (МФЦ), уже создающихся по всей стране. Предполагается, что через такие центры граждане смогут получать все необходимые им от государства и муниципальных властей услуги -- от регистрации рождения ребенка или нового бизнеса до получения паспортов и разрешений на перепланировку квартиры. При этом достаточно будет однократного обращения граждан по той или иной проблеме, а дальнейшее взаимодействие с органами власти будет осуществляться сотрудниками МФЦ без участия заявителя. «Многофункциональные центры должны стать физическими интерфейсами взаимодействия граждан и власти», -- полагает Максим Паршин. По его данным, в России работает около 80 таких центров и до конца года их число должно достичь не менее 100 в 50 регионах страны.
Работа таких центров, по словам Анатолия Салтыкова, до сих пор носит экспериментальный характер. Но «90% посетителей высоко оценивают деятельность таких многофункциональных центров». Хотя законодательной базы для их функционирования пока нет. На заседании правительственной комиссии по реализации концепции административной реформы в РФ в 2006--2010 годах в апреле 2009 года была поставлена задача подготовить соответствующий закон. В ноябре 2009 года Госдума приняла в первом чтении внесенный группой депутатов от «Единой России» и ЛДПР и поддержанный правительством проект закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций».
«Основными целями законопроекта являются повышение качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг, а также повышение эффективности и результативности деятельности госорганов и органов местного самоуправления, -- говорится в официальном заключении на проект закона правительства РФ, подписанном вице-премьером, руководителем аппарата кабинета министров Сергеем Собяниным. -- Законопроект позволит обеспечить снижение издержек граждан и организаций на преодоление административных барьеров, повышение доступности государственных и муниципальных услуг, контроль исполнения государственных и муниципальных функций».
Значительная часть законопроекта посвящена работе многофункциональных центров. Предполагается, что в каждом из них гражданам будет оказываться не менее 120 наиболее важных для граждан услуг, предоставляемых налоговыми органами, Пенсионным фондом, миграционной службой и другими структурами, куда чаще всего приходится обращаться юридическим и физическим лицам. По словам г-на Паршина, есть договоренность, что в сельской местности функции МФЦ будут выполнять отделения «Почты России». В некоторых регионах есть опыт организации передвижных МФЦ, оборудованных спутниковой связью.
Кроме удобства для посетителей такое «отдаление чиновников от граждан будет иметь большое антикоррупционное значение», уверен представитель Минэкономики. Хотя в большинстве случаев действующие МФЦ пока работают по принципу не «одного окна», а «одной двери», когда под одной крышей собираются представители разных государственных ведомств. Отрыв чиновников от граждан не получается, но все равно это гораздо удобнее, чем бегать по офисам разных организаций по всему городу. «МФЦ уже сейчас заставляют работать чиновников в три-четыре раза эффективнее, чем это предусматривается действующими регламентами», -- утверждает директор Новосибирского МФЦ Роман Урнышев.
Наиболее массовые госуслуги предполагается постепенно перевести в электронную форму. Пользоваться ими можно будет через Интернет, не выходя из дома или офиса. После переходного периода чиновникам запретят требовать от граждан предоставления той информации (справок), которая уже есть в каком-либо из государственных или муниципальных органов.
Самый важный вопрос касается финансирования МФЦ. Проект закона дает право государственным и муниципальным органам предоставлять населению дополнительные услуги (например, по ксерокопированию документов), а также брать плату за совершение юридически значимых действий в сокращенные сроки. Перечень предоставляемых чиновниками платных услуг и их стоимость будут определять исполнительные органы госвласти и местные администрации. Но спор на эту тему не закрыт. По словам Максима Паршина, сейчас активно обсуждается вариант, предполагающий участие в ценообразовании на госуслуги представительных органов власти. Однако заместитель председателя совета директоров Независимого института выборов Алексей Сергеев убежден, что рамки, в пределах которых смогут устанавливать расценки местные органы власти, в обязательном порядке должны утверждаться на федеральном уровне. В противном случае, опасается он, населению грозит столкнуться с произволом местных властей.
Делиться с МФЦ своими доходами от предоставления услуг населению и организациям чиновники существующих властных структур вряд ли захотят, полагают участники «круглого стола». Напротив, «у государственных и муниципальных органов есть склонность к введению новых платных услуг, в том числе и при предоставлении информации другим бюджетным организациям», утверждает и.о. вице-мэра Краснодара Марина Войт. Она считает, что должен быть закреплен безвозмездный характер обмена информации между государственными (федеральными и региональными) и муниципальными органами.
Только за счет оказания дополнительных платных услуг обеспечить финансирование госпосредников явно не удастся. Плата за предоставление посреднических услуг для населения большинства регионов окажется неприемлемой, уверена руководитель аппарата совета Нижнекамского муниципального района Татарстана Эльвира Долотказина. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту утверждается, что МФЦ будут выделяться средства, предусмотренные в федеральном бюджете на административную реформу, на федеральную целевую программу «Электронная Россия», а также деньги соответствующих региональных программ, в том числе по информатизации.
Сейчас МФЦ получают деньги в основном из местных бюджетов. Но, например, сенатор Николай Максюта, экс-губернатор Волгоградской области, уверен, что в большинстве регионов требуется государственное финансирование таких центров. «Никакими законами не заставишь выделять на эти центры деньги регионы, которые и без того испытывают финансовые трудности», -- полагает недавний губернатор.
Деньги же требуются немалые. На оборудование одного МФЦ в Новосибирске за два года было израсходовано около 320 млн руб., из которых основные затраты (218 млн руб.) составило приобретение для центра специально оборудованного помещения (вполне респектабельного отдельно стоящего офисного здания). Другие помещения, по словам директора Романа Урнышева, не подходили центру с функциональной точки зрения -- не было больших залов ожидания.
Принятие закона будет только первым шагом на пути качественного улучшения взаимодействия граждан и госчиновников. По оценкам Минэкономразвития, потребуется внесение изменений более чем в 40 законов только по наиболее массовым госуслугам, предоставляемым федеральными ведомствами. Между тем Роман Урнышев опасается, что появление регламентов только усложнит нормативную базу, на основе которой будут действовать МФЦ. Сейчас процедура согласования изменений в законодательных и нормативных актах занимает в среднем около года. Утверждение подробных регламентов оказания услуг приведет к тому, что они всегда будут отставать от жизни.
Сомневающиеся в предложенной модели посредничества между гражданами и чиновниками есть и среди депутатов Госдумы. В заключении на законопроект комитета Госдумы по собственности утверждается, что авторами предложена устаревшая модель реформирования системы государственного управления, «когда на базе существующих -- малоэффективных с точки зрения оказания соответствующих услуг гражданам -- государственных (муниципальных) органов публичной власти формируются дополнительные точно такие же неэффективные образования -- многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг». В подписанном заместителем председателя комитета Евгением Богомольным документе говорится, что из законопроекта неясно, «по каким критериям будет оцениваться работа МФЦ -- по количеству или объему государственных услуг, степени их качества, оперативности их оказания, полноты и достоверности предоставляемых сведений».
Большие сомнения вызывает и экономическая эффективность МФЦ. Их создание не стимулирует сокращение сотрудников в местных подразделениях федеральных органов власти, так как центры финансируются из региональных бюджетов, убежден Роман Урнышев.
Андрей СУСАРОВ