Ободряющие новости для Европы и всех заинтересованных в строительстве газопровода Nabucco в обход России поступили из Турции. Министр энергетики и природных ресурсов этой страны Танер Йылдыз, отвечая на вопросы журналистов в турецком Национальном собрании, сообщил, что Анкара и Баку «пришли к согласию по вопросам газа». Он рассказал, что после двух лет тщетных переговоров с Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР) они вместе с президентом ГНКАР Ровнагом Абдуллаевым пошли к премьер-министру Турции Реджепу Тайипу Эрдогану
(на снимке) и «попросили его разрешить ряд имеющихся нерешенных вопросов, касающихся транзита азербайджанского газа на Запад».
«При судействе нашего премьера мы дали принципиальное согласие на основе трех принципов -- это объемы, которые азербайджанская сторона может поставлять для либерализации рынка, это приемлемые объемы и цены, установленные азербайджанской стороной для удовлетворения растущей потребности самой Турции, также это транзитная цена», -- сообщил г-н Йылдыз. Ранее он говорил, что турецкая сторона готова доплатить за поставленный в 2008--2009 годах газ по более высоким ценам. Турецкие СМИ передавали, что сумма оценивается в 600 млн долларов.
Тупик в отношениях между ключевым поставщиком и единственным неевропейским транзитером в проекте Nabucco не позволял всерьез говорить о гарантиях загрузки трубы азербайджанским газом. Газовый мир по линии Анкара--Баку позволит начать предметные коммерческие переговоры о закупках европейцами газа с проекта «Шах-Дениз-2» и об условиях его транзита по Nabucco и другим проектируемым трубам из Турции в ЕС (например, газопроводов ITGI и TAP в Грецию и Италию).
Впрочем, детали договоренностей турецкий министр энергетики раскрывать отказался: «Нет необходимости в раскрытии подробностей. Мы договорились, что не будем пока раскрывать их, но одно могу сказать -- обе стороны сделали соответствующие шаги навстречу друг другу». Более того, формально соглашения нет, и пока неясна дата его подписания, поскольку, по признанию Танера Йылдыза, остается ряд нерешенных вопросов.
Также следует отметить, что Баку пока сохраняет молчание по этой теме. А ранее высокопоставленные чиновники говорили, что договориться можно только единым пакетом, когда все спорные вопросы будут урегулированы. Пресс-секретарь министерства промышленности и энергетики Азербайджана Азер Масимли сказал РИА Новости, что не располагает информацией о «возможно достигнутом согласии». «Эти вопросы обсуждаются долгое время, и мы не думаем, что они не найдут своего решения», -- подчеркнул он. В то же время глава минпромэнерго Натик Алиев повторил вчера, что Азербайджан заинтересован «в реализации Nabucco и в целом в диверсификации поставок своих энергоносителей». «Но реализация проекта зависит не от Азербайджана. Это в большей степени зависит от ЕС, компании -- участники проекта должны проявлять большую активность для его реализации», -- повторил он позицию президента Ильхама Алиева.
Всего с 2008 года между ГНКАР и министерством энергетики Турции было 14 раундов переговоров. Азербайджанская сторона хотела воспользоваться правом на пересмотр цены, записанным в контракте на поставку турецкой Botas газа с месторождения «Шах-Дениз-1». По достигнутым еще в начале 2000-х годов договоренностям контрактная цена должна была колебаться в пределах 80--120 долл. за тысячу кубометров -- значительно дешевле, чем по долгосрочным контрактам других поставщиков, пожинавших плоды высоких цен на нефть. Анкара упиралась до последнего. Кроме того, ГНКАР хотела самостоятельно продавать газ в Европе и планировала получить нормальные транзитные тарифы, а Турция рассчитывала на возможность реэкспортировать часть объемов. Параллельно несколько раз откладывались сроки начала добычи в рамках второй стадии освоения «Шах-Дениза» и буксовали переговоры с европейцами по поставкам сырья.
Пик противостояния пришелся на прошлую осень, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев резко высказался по недружественной политике братской страны и пригрозил продавать газ по другим направлениям. Напряженность нагнеталась в первую очередь дипломатическими усилиями Турции по восстановлению связей с Арменией, с которой у Азербайджана имеется тлеющий вооруженный территориальный конфликт. В Баку это воспринимали не иначе как предательство. Характерно, что «судный день по газу» на ковре у турецкого премьера состоялся только после того, как сближение с Ереваном было
самым скандальным образом заморожено: в конце прошлой недели президент Армении Серж Саргсян обвинил Турцию в срыве всех разумных сроков ратификации цюрихских протоколов о возобновлении и развитии двусторонних отношений и приостановил процесс со своей стороны.
В рамках первой стадии выход на проектную мощность в 8,6 млрд кубометров газа в год планируется в 2012 году (в прошлом году консорциум должен был добыть 7,5 млрд кубометров). Предполагается, что в рамках проекта «Шах-Дениз-2» добыча может вырасти до 20 млрд кубометров, а при благоприятном стечении обстоятельств -- и до 25 млрд. Nabucco мощностью 31 млрд кубометров по-прежнему собираются ввести в строй уже в 2014 году, хотя без азербайджанского газа заполнять его вообще нечем. А солидные объемы от ГНКАР, очевидно, могут поступить лишь через десять лет. Если, конечно, перенос сроков проекта «Шах-Дениз-2» не переговорный блеф.