|
|
N°130, 23 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Злобная и несправедливая»
Пекин обиделся на критику из Вашингтона
Нынешний июль стал жарким периодом в американско-китайских отношениях. Один за другим Вашингтон нанес Пекину ряд болезненных уколов. Сначала Пентагон разоблачил экспансионистские устремления китайских военных. Неделю спустя появился доклад конгресса с предупреждением о том, что «богатый, но несвободный» Китай может стать мощным соперником США в борьбе за влияние в Азии. А в конце минувшей недели госдеп объявил о введении санкций против девяти китайских компаний, уличенных в продаже товаров и технологий двойного назначения Ирану в период между сентябрем 2000-го и октябрем 2001 года. Американцы утверждают, что китайские поставки помогают Тегерану добиться прогресса в разработке химического и бактериологического оружия. Теперь в течение двух лет «засветившиеся» китайские компании не смогут вести бизнес в США.
В ответ Пекин в очередной раз заявил о приверженности делу борьбы с распространением оружия массового уничтожения, решительно возразив против «неоправданных санкций». С точки зрения экономики санкции не так и страшны. Хотя имена «нарушителей» не обнародованы, эксперты с уверенностью заявляют, что проштрафившиеся фирмы никогда не сотрудничали с США, так что санкции им абсолютно безразличны. Это понимают и американские консерваторы, которые предлагают Белому Дому ужесточить политику санкций в отношении КНР, распространив их с отдельных безответственных фирм на «коммунистический режим» в целом. Комиссия конгресса по проблемам безопасности в американско-китайских отношениях открытым текстом обвинила Китай в неспособности контролировать экспорт технологий двойного назначения. Снабжение ими государств, поддерживающих терроризм, «порождает серьезные проблемы для интересов национальной безопасности США, особенно на Ближнем Востоке и в Азии». Комиссия порекомендовала отработать более эффективные механизмы санкций против Китая, включающие введение «количественных и качественных ограничений экспорта и импорта, ужесточение доступа на американские рынки капитала, контроль за передачей технологий, сокращение прямых инвестиций из США». Последовал и более конкретный совет: не отменять ограничений на сотрудничество с КНР в области запусков космических спутников до тех пор, пока Пекин не выполнит данные ранее обещания по контролю за экспортом оружия массового поражения и соответствующих технологий.
Эти шаги вряд ли будут реализованы -- от жестких мер пострадает не только Китай, но и американский крупный бизнес, научившийся защищать свои деловые интересы от наскоков «ястребов». Тем не менее Вашингтону удалось нанести удар по международному престижу Китая, власти которого болезненно реагируют на критику из-за рубежа. Официальный представитель МИД КНР назвал пентагоновский доклад о китайской военной мощи «чрезвычайно злобным» и свидетельствующим о сохранении у США «менталитета холодной войны». Тем временем китайские СМИ не щадят сил, опровергая американские измышления по поводу «китайской угрозы».
Пентагон все же пробует наладить связи с китайскими военными, о чем свидетельствует недавний визит в Пекин заместителя министра обороны по проблемам международной безопасности Питера Родмана. Такие попытки делаются давно, но всякий раз американцы сетовали на отсутствие взаимности -- китайцы хотят как можно больше узнать о вооруженных силах США и как можно меньше рассказать о своей армии. Однако Брент Скоукрофт, занимавший в администрации Буша-старшего пост советника по национальной безопасности, считает такие контакты необходимыми: «Во-первых, среди важных групп внутри Китая военные являются наиболее изолированной и потому наиболее нуждающейся в контактах с внешним миром. Во-вторых, полезно приглашать их и показывать, какая сильная у нас армия».
Александр ЛОМАНОВ