|
|
N°73, 28 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Америка победила
Российские школьники не знают историю своей страны из-за отсутствия у нее собственного цивилизационного проекта
Вся страна от мала до велика готовится отметить 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941--1945 годов. Ни один выпуск новостей ни по одному каналу ТВ не обходится без информации на эту тему. И тут вдруг сообщение по радио, повергающее в шок: школьники такого-то российского города по результатам проведенного опроса заявили, что главными победителями в той войне были американцы. Возможно, немногие обратили на это внимание. Но это почти невозможно представить: созданы комиссии по борьбе с фальсификацией истории второй мировой войны, готовые под микроскопом изучать тексты всяких независимых журналистов, публицистов и историков на предмет возможного несоответствия канону. И тут такая крамола из уст невинных подростков из российской школы. Как такое могло случиться?
Моментально вспомнились собственные школьные годы в 50--60-х годах прошлого века. Заявляю со стопроцентной гарантией: тогда даже самый безнадежный двоечник и второгодник не мог сказать ничего подобного. Быть может, потому, что в те времена все мальчишки еще играли во дворах в "войнушку", разделяясь на наших и немцев. И всем было понятно, кто в конечном счете должен быть победителем, -- для этого вовсе не надо было заглядывать в учебник истории. К тому же почти у каждого отец был участником войны.
Сегодня мальчишки и девчонки не бегают по пыльным дворам, изображая бойцов Красной армии и фашистов. На смену уличной «войнушке» пришли компьютерные стрелялки, в которых воюющие стороны уже не разделены прежними классово-политическими антагонизмами. Есть просто «плохие» и «хорошие» парни. Это логично и правильно. В Европе да и в мире больше нет фашистской угрозы, и молодежь больше не надо готовить к почти неизбежной войне, как это было полвека назад. Но неужели следствием такой позитивной эволюции в стране и мире должно стать забвение (пусть даже частичное -- в масштабах одной или нескольких российских школ) великого подвига дедов и прадедов в ту войну? Существует ли причина, возможно, происходящей постепенной утраты исторической памяти? Осмелюсь предположить, что да.
Она, вероятно, кроется в таком современном понятии, как «цивилизационный проект», или, как говорили прежде, в модели общественно-политического устройства. Тогда, в 1950--1960 годы, ни один школьник не сомневался, что живет в самой лучшей стране на свете. Яркими подтверждениями считались запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году и, конечно же, полет первого космонавта Юрия Гагарина в 1961-м. В сравнении с этими событиями недостаток мяса и масла на столе не имел решающего значения -- все были уверены, что трудности носят временный характер и впереди светлое будущее. Одновременно эти мысли и чувства разделяли миллионы последователей идей социализма в мире -- в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. И это придавало многим советским людям еще больше уверенности в своей исторической правоте. И почти для всех, особенно для тогдашних школьников, данная историческая правота имела неразрывную связь с нашей победой в минувшей страшной войне. Это даже не нужно было объяснять. Таким образом, какое-то время наш советский цивилизационный проект внушал веру и был привлекателен в мире.
Думаю, нет смысла особо доказывать, что нынче у России нет привлекательного для других цивилизационного проекта, как нет его, впрочем, и для самих себя. А у Соединенных Штатов такой проект есть. В его основе ценности американской демократии: сменяемость власти в результате свободных выборов, безусловная свобода СМИ и судебной системы, равенство возможностей, и как результат всего этого -- самая мощная в мире экономика. Можно зубоскалить по поводу этих ценностей, но они существуют, привлекая по-прежнему в США тысячи переселенцев со всего света. Они также предлагаются на экспорт в едином пакете американского проекта. И этот проект пользуется спросом, хотя одновременно и вызывает протесты и сопротивление то тут, то там. Но принципиально это картину не меняет.
Американский цивилизационный проект захватил и нас, включая молодежь, причем последняя на бессознательном уровне вовлечена в него больше, чем старшее поколение. Этот процесс время от времени стараются притормозить, устраивая с помощью обученных групп молодых людей разного рода неуклюжие акции протеста у американского посольства в Москве по надуманным поводам. Но беда в том, что большинство участников таких акций, как в общем-то и большая часть нашей молодежи, охотно носят американскую одежду (джинсы), слушают американскую музыку и мечтают иметь в своих кошельках побольше американских же денег. А те, кто пообразованнее, даже строят планы отъезда в США на ПМЖ. То есть, сами того не сознавая, они давно стали участниками того самого американского цивилизационного проекта и не собираются его покидать.
А теперь два слова о пробелах в образовании и воспитании. Они существовали всегда -- и пятьдесят лет тому назад, и сейчас. Разница лишь в том, что раньше в стране был хотя и исторически обреченный, но свой цивилизационный проект, который даже пользовался спросом за рубежом, а «пресловутого» американского цивилизационного проекта в СССР до поры до времени не было в помине -- он просто не мог проникнуть сквозь «железный занавес». Поэтому даже двоечник 50--60-х годов ХХ века автоматически из окружающей среды получал и усваивал «правильную» информацию о внешнем мире и об истории своей страны.
Сегодня в мире существует только одна держава, которая распространила свое влияние по всей планете. И в тех странах, где отсутствует собственный цивилизационный проект, воздействие американского оказывается максимальным. Нынешнюю Россию (в отличие, например, от Китая, где не одну тысячу лет существует свой цивилизационный проект), к сожалению, приходится отнести именно к таким странам. На нынешнего российского подростка обрушивается шквал информации из самых разных источников. В отсутствие внутренних устойчивых ценностных ориентиров юный ум далеко не всегда в состоянии адекватно переварить эту информацию, сделав для себя верные выводы. Поэтому самая могучая в мире держава с самой мощной экономикой и армией вполне может ассоциироваться в неокрепшем сознании и с главной силой, одолевшей некогда нацистскую Германию.
Понятно, что эти размышления вызваны отдельным событием -- опросом школьников в одной российской школе, который, наверное, нельзя считать репрезентативным для страны в целом. Боюсь, однако, что описанное явление -- постепенное размывание в умах новых поколений адекватных представлений о ключевых событиях отечественной истории -- существует в масштабах всей России. Хуже того, оно дает питательную среду для всякого рода «коричневой» активности, в которой главным участником опять-таки становится молодежь. И это невозможно исправить быстро, как плохую оценку по истории в школьном дневнике. Эффективно преодолеть это, видимо, удастся только тогда, когда в России действительно появится свой цивилизационный проект.
Алексей ПОРТАНСКИЙ, ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ