Вице-премьер Сергей Иванов пообещал вчера отечественным авиакомпаниям «подумать о возможной компенсации» ущерба, который они понесли в связи с недавним
извержением вулкана в Исландии и временным закрытием воздушного пространства многих европейских стран. При этом он сказал, что механизмы поддержки, которые могут быть применены в этой ситуации, должны быть схожи с принципами оказания поддержки авиаперевозчикам в Европе. Евросоюз между тем пока не объявил ни о каких компенсациях авиакомпаниям, а некоторые высокопоставленные чиновники уже выступили в принципе против подобных выплат за счет налогоплательщиков. Примечательно, что если европейские компании активно требуют материальной помощи от государства, большинство их российских коллег пока даже не решили, стоит ли обращаться к властям с такой просьбой.
"Мы договорились с Игорем Левитиным (министр транспорта. --
Ред.), что в ближайшее время российские авиакомпании посчитают свой ущерб, и как только они смогут его озвучить, мы подумаем о компенсации ущерба", -- сказал вчера г-н Иванов, находясь с рабочей поездкой в Рыбинске. Он также добавил, что рассматриваются различные механизмы поддержки авиакомпаний.
Крупнейшие российские авиакомпании, как выяснила газета «Время новостей», на господдержку пока не рассчитывают. Убытки «Аэрофлота», который из российских перевозчиков имеет самую широкую сеть зарубежных маршрутов и, соответственно, больше всего пострадал от временного «закрытия» Европы, исчисляются миллионами долларов (14--19 апреля авиакомпания была вынуждена отменить 362 рейса). Сообщив об этом несколько дней назад, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев подчеркнул: «Мы с ними (потерями. --
Ред.) справимся и какой-то особой помощи пока не просим, найдем способ компенсировать».
Вчера после заявления г-на Иванова в пресс-службе «Аэрофлота» затруднились сказать нашей газете, будет ли компания обращаться за компенсацией. Г-н Савельев находился в командировке, а до его отъезда никаких новых решений по сути вопроса принято не было. Аналогичную позицию занимает третья по масштабам пассажирских перевозок компания России -- «Сибирь». В ее пресс-службе вчера сказали, что ущерб от истории с вулканом пока оценивается, просить ли компенсацию, еще не решено.
Только российская авиакомпания номер два -- «Трансаэро» уже подсчитала свои потери и сформулировала претензии. «Компания потеряла в доходах, так как часть пассажиров сдала билеты без штрафов, а сверх того мы понесли расходы на обслуживание и содержание пассажиров в аэропортах и на прокладку обходных безопасных маршрутов, -- сказал вчера «Времени новостей» директор департамента общественных связей «Трансаэро» Сергей Быхал. -- Мы не претендуем на компенсацию выпавших доходов, но считаем, что было бы справедливо, если бы нам возместили прямые расходы. Таких у нас было на 18--20 млн рублей».
За рубежом авиакомпании гораздо активнее пытаются добиваться денег. British Airways, как заявил ее глава Вилли Уолш, обратилась за помощью сразу и в Евросоюз, и к правительству Великобритании. Он сказал, что некоторые другие авиакомпании также потребовали компенсации (хотя и не назвал этих авиаперевозчиков). С призывом изучить возможности поддержки гражданской авиации обратился к европейским правительствам генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни.
В принципе у европейских авиаторов больше поводов жаловаться и просить возмещения убытков, нежели у российских. Во-первых, у них сорвалось гораздо больше рейсов, так как они оказались в зоне, полностью закрытой для полетов, тогда как в России воздушное сообщение, если не считать европейских направлений, функционировало как обычно. Во-вторых, сейчас европейцы все активнее ставят под сомнение целесообразность введенного запрета. В частности, об этом говорил г-н Уолш. Если он и его единомышленники сумеют доказать, что авиационные власти преувеличили опасность вулканического облака и посадили самолеты зря, то получение многомиллионной компенсации из бюджета будет всего лишь следующим логическим шагом. Правда, власти относятся к такой перспективе без энтузиазма. Министр транспорта Германии Петер Рамзауэр уже заявил, что будет сопротивляться поддержке авиакомпаний за счет налогоплательщиков.