Время новостей
     N°130, 23 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.07.2002
Нерусские сезоны
На авиасалоне в Фарнборо представлены лишь иностранные модификации российских самолетов
В местечке Фарнборо под Лондоном вчера открылся очередной международный авиасалон, который традиционно считается главным мировым событием года. На этот раз Россия представлена на престижном мероприятии необычайно скромно. Впервые с 1988 года российские самолеты не будут участвовать в показательных полетах и ни одно настоящее воздушное судно (как говорят специалисты -- «полноразмерный экспонат») из России не выставлено на земле. Из-за известных проблем со швейцарской фирмой Noga, которая на прошлогоднем салоне в Ле-Бурже (Франция) едва не добилась ареста авиатехники корпораций МиГ и «Сухой», наши авиастроители побоялись ехать в Англию с ценным имуществом.

По иронии судьбы обе знаменитые истребительные корпорации все же косвенно представлены в Фарнборо своими изделиями, творчески переработанными в других странах. Румынский завод Aviastar показал довольно старую модернизацию машины MiG-21 bis Lancer III. Она выполнена совместно с израильской фирмой Elbit. Вместе с той же Elbit АО «Тбилавиамшени» (бывший Тбилисский авиазавод) разработал и выставил в Фарнборо свою версию известного «суховского» штурмовика -- Su-25KM Scorpion. Авионика и система вооружения этой машины приспособлены к стандартам НАТО. Как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» главный конструктор «Тбилавиамшени» Тамаз Джорбенадзе, грузинская армия выразила пожелание модернизировать свою эскадрилью Су-25 в версию Scorpion. Завод открыт к сотрудничеству с другими странами, куда СССР в свое время поставил немало штурмовиков.

Генеральный директор АВПК «Сухой» (разработчик Су-25) Михаил Погосян весьма миролюбиво прокомментировал газете «Время новостей» достижение бывших коллег и нынешних конкурентов. «Сухой» готов отстаивать свои авторские права на Су-25, если это действительно потребуется», -- сказал г-н Погосян. Пока корпорация больше рассчитывает на то, что ее собственные варианты модернизации штурмовика привлекут больше заказчиков, чем чьи-либо еще.

Кроме того, в планах «Сухого» сейчас нетрадиционно большое для истребительной фирмы место занимают гражданские проекты. Прежде всего совместный с американским Boeing и отечественным «Ильюшиным» проект RRJ -- «российский региональный самолет». Вчера г-н Погосян встречался по этому поводу с вице-президентом Boeing Робертом Мьюллали. Boeing подтвердил, что на объявленный «Росавиакосмосом» конкурс по региональному самолету пойдет в альянсе с «Сухим». «Завод -- изготовитель самолета и предварительный график производства будут утверждены к середине 2003 года», -- сообщил г-н Погосян газете «Время новостей». Тендер на поставку двигателя для RRJ уже идет, и на сегодняшний день в нем остались два претендента: альянс французской фирмы Snecma с НПО «Сатурн» и альянс канадской Pratt&Whitney с ОАО «Авиадвигатель». Не исключено, что победят оба предложения: гражданские самолеты зачастую имеют различные варианты оснащения.

Ульяновская авиакомпания «Волга-Днепр», впервые участвующая в авиасалоне Фарнборо, приурочила к нему подписание соглашения с заводом «Авиастар-СП» о строительстве еще одного сверхтяжелого самолета Ан-124-100 «Руслан». Официальное подписание контракта намечено на среду, но вчера генеральный директор «Волга-Днепр» Алексей Исайкин рассказал корреспонденту газеты «Время новостей», что речь идет о достройке машины, заложенной еще в советское время (и готовой примерно на 80%). Главным г-н Исайкин считает не сам факт строительства этого самолета, а то, что деньги на это ссудила Международная финансовая корпорация на необычно долгий для российского рынка срок в 10 лет.

Михаил КУКУШКИН, Фарнборо