|
|
N°150, 19 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Боевая ничья
Победителями по итогам вчерашнего заседания у премьер-министра Михаила Касьянова, посвященного реформированию МПС, могут считать себя все. Но ни один триумф вчерашнего дня не был окончательным. Премьер сформулировал цели и принципы реформирования железных дорог таким образом, чтобы совместить предложения всех расходящихся во взглядах сторон.
«Сегодня на совещании мы договорились по ключевым моментам, -- сказал газете «Время новостей» министр экономического развития и торговли Герман Греф, -- определили цели, принципы и основные задачи, которые должны быть реализованы в ходе реформ». Глава МПС Николай Аксененко совещанием был тоже доволен. В пресс-службе МПС газете «Время новостей» сообщили, что существовавшие противоречия во многом удалось снять. Единственный проигравший, пожалуй, -- Илья Южанов, глава антимонопольного ведомства, право которого заниматься регулированием тарифов на первом этапе реформы железных дорог решено передать правительственной комиссии. Появление комиссии г-н Аксененко может записать в свой актив: на прошлой неделе именно он после острых заочных дискуссий с главой МАП предложил ее создать.
Что касается целей собственно реформы МПС, поддержку получило предложение, более близкое по духу к варианту ведомства г-на Грефа. Заместитель главы МЭРТ Андрей Шаронов, курирующий тему реформирования естественных монополий, таким образом описывал перед совещанием возможный выбор: «Освободить государство от необходимости выплачивать дотации и повысить эффективность железнодорожного транспорта как бизнеса -- это одна цель. Второй вариант предполагает повышение доступности и качества железных дорог для всей экономики. Мы ориентируемся на вторую цель».
По информации газеты «Время новостей», Михаил Касьянов определил целью реформы «сохранение единого экономического пространства страны при обеспечении доступности и безопасности перевозок с одновременным снижением народнохозяйственных затрат».
Названные премьером принципы реформы совмещают предложения, исходившие как из МЭРТ, так и из МПС. Это разделение конкурентных и монопольных секторов, надведомственная тарифная политика, повышение инвестиционной привлекательности отрасли и через ее финансовую прозрачность, и через организационные механизмы, прекращение перекрестного субсидирования и обеспечение недискриминационного доступа к транспортной инфраструктуре.
Впрочем, более глубокий уровень проработки этих задач в концепции реформирования МПС еще предстоит. Сначала базовые положения реформы обсудят на заседании правительства 9 ноября. А затем, вполне вероятно, работу над ними продолжит специально образованная правительственная комиссия. Во всяком случае такой вариант развития событий не исключил наш источник в аппарате правительства в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей».
Елена ЗАГОРОДНЯЯ