Перспективы второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), которая анонсируется как экспортная альтернатива трубопроводу «Дружба», вновь под большим вопросом. «Транснефть» рапортует о строительстве трубы с конечной точкой в Усть-Луге опережающими темпами, однако в компании признают, что свободной нефти для нее на данный момент нет. На прошлой неделе стало известно о том, что швейцарский
трейдер Gunvor, который возводит нефтяной и нефтепродуктовый терминал в Усть-Луге, перенес его запуск с конца апреля -- начала мая на осень. «Назывались различные сроки, но в результате было принято решение, что запускать надо не для того, чтобы ленточку перерезать, а для того, чтобы начинать реальную отгрузку. Поэтому скорее всего это будет осенью этого года», -- заявил в интервью агентству Reuters гендиректор компании «Усть-Луга» Максим Широков.
БТС-2 представляет собой ответвление от «Дружбы» на порт под Санкт-Петербургом в обход Белоруссии. Идея нивелировать риски российских нефтяных компаний, создав альтернативный «Дружбе» трубопровод, появилась у руководства страны после того, как в начале 2007 года президент Белоруссии Александр Лукашенко неожиданно заявил об увеличении транзитных пошлин. Тогда в экстренном порядке удалось договориться о новых ставках транзита. Однако очевидно, что никакое соглашение полностью обезопасить экспорт российской нефти не может, и доказательство тому последний кризис между союзными государствами. Первый стык БТС-2 был сварен в июне прошлого года, после чего «Транснефть» начала активное строительство трубы. Стоимость проекта, целесообразность которого многие эксперты ставят под сомнение, оценивается примерно в 2 млрд долл. Мощность трубопровода составляет около 35 млн тонн в год, предполагается, что заполняться он будет за счет переброски части нефти с «Дружбы».
Однако в последние месяцы российское правительство, похоже, вновь поверило в «Дружбу». Через этот советский трубопровод протяженностью почти 9 тыс. км ежегодно экспортируется примерно 66 млн тонн нефти. Однако в скором времени поставки по нему могут быть увеличены. В начале месяца во время визита в Словакию президента России Дмитрия Медведева было объявлено, что экспорт в эту страну вскоре может возрасти на 5 млн тонн (сейчас около 6 млн тонн). Кроме того, в ближайшее время может быть вновь открыто еще одно направление. Государственная «Роснефть» близка к покупке у польской PKN Orlen 25-процентной доли в литовском нефтехимическом комплексе Mazeikiu Nafta. В обмен на это «Роснефть» даст гарантии возобновления поставок по прибалтийской ветке «Дружбы», которые были прерваны в 2006 году, почти сразу после приобретения польской компанией акций этого завода.
Также на прошлой неделе стало известно, что экспорт по «Дружбе» может быть увеличен еще на 5 млн тонн за счет поставок в Австрию. Об этом заявил глава Минэнерго Сергей Шматко, который в составе правительственной делегации побывал в выходные в Вене вместе с премьером Владимиром Путиным. Он также добавил, что австрийская OMV заявила о заинтересованности в реализации строительства перемычки, ведь это повысит рентабельность НПЗ компании, расположенного в Швехате.
Этот проект, предложенный в свое время еще ЮКОСом, конкурирует с трубопроводом Одесса--Броды (если он заработает в аверсном режиме). «Россия хотела бы быть уверенной, что по перемычке Братислава--Швехат будет поставляться нефть из России, а не с аверса Одесса--Броды», -- сказал г-н Шматко.
После предоставления Украине многомиллиардной скидки на российский газ Москва, похоже, обрела такую уверенность. Нельзя исключать, что долгосрочные гарантии транзита российской нефти по трубе Одесса--Броды в реверсивном режиме будут даны не сегодня завтра. Делегация во главе с Владимиром Путиным после посещения Вены и Милана прибудет в Киев для обсуждения дальнейших перспектив развития сотрудничества России и Украины.
Именно поэтому перспективы БТС-2, строительство которой планируется завершить к концу 2011 года, могут оказаться сомнительными. Впрочем, по словам г-на Широкова, реализации проекта ничто не угрожает. «БТС-2 должна быть сдана в эксплуатацию в 2011 году. Ее строительство ведется очень быстрыми темпами, по скорости стройки там творится что-то немыслимое -- проект очень важный для страны. Я думаю, что труба реально будет закончена осенью 2011 года», -- заявил он. По информации «Времени новостей», в «Транснефти» понимают важность политического решения о реализации проекта. Однако его ресурсная база вызывает в компании вопросы, и вряд ли за столь короткое время удастся найти свободную нефть. Тем не менее официально в «Транснефти» заявляют, что смогут заполнить новую трубу так, чтобы она работала на полную мощность.