|
|
N°72, 27 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Наверное, это рейдерство»
Создатель «КД Авиа» после выхода из СИЗО рассказал о причинах краха авиакомпании
Сергей Грищенко -- человек непубличный. Тем не менее в Калининградской области он хорошо известен. Еще несколько лет назад он был обласкан вниманием властей, ведь его проект превращения провинциального калининградского аэропорта Храброво в транзитный авиаузел (хаб) между Россией и Европой выстрелил в десятку. Из аэропорта Калининграда регулярно отправлялись рейсы в десятки европейских и российских городов. Слетать на несколько дней в Вену, Мюнхен, Лондон стало для многих делом привычным и удобным, ведь для этого не требовалось делать крюк через Москву или добираться до аэропортов Вильнюса или Варшавы. Однако у «КД Авиа», успевшей стать чуть ли не визитной карточкой Калининградской области, начались проблемы.
Компания, которая вела весьма амбициозную кредитную политику (собиралась отказываться от подержанных «Боингов», приобретая новые «Эйрбасы»), свернула строительство второго терминала аэровокзала, стала задерживать зарплату персоналу, совмещать (в целях экономии) рейсы. Падение, как и взлет, было стремительным. Для того чтобы выплатить сотрудникам авиакомпании долги по зарплате, потребовалось личное вмешательство премьер-министра Владимира Путина. Его же участие понадобилось и для выделения 4 млрд руб. для спасения «КД Авиа» -- взамен Калининградская область хотела получить контрольный пакет авиакомпании. Однако сторонам найти общий язык не удалось, деньги (часть пошла на выплаты персоналу) так и остались в бюджете. «КД Авиа» инициировала рассмотрение в арбитражном суде дела о своем банкротстве. В декабре 2009 года Сергей Грищенко угодил за решетку.
Его арестовали вместе с исполнительным директором компании Леонидом Ицковым. Уголовные дела были возбуждены следственным отделом при Западном УВД на транспорте по части 1 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) и по статье 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Следствие, в частности, полагает, что руководство «КД Авиа» заключило с г-ном Грищенко (в то время он возглавлял совет директоров) договоры займа с мизерной процентной ставкой -- 0,1%, по которым со счетов авиакомпании было снято 300 млн руб. Кроме того, договоры лизинга на эксплуатацию и обслуживание самолетов, по мнению следствия, были заключены по завышенным ставкам. Максимальная санкция за это -- шесть лет лишения свободы. Однако г-н Грищенко и г-н Ицков не провели в камере и шести месяцев: первый был освобожден 15 апреля, второй -- 19-го. В обоих случаях обвиняемых выпустили благодаря новациям, принятым с подачи президента РФ Дмитрия Медведева. 9 апреля вступили в силу изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в соответствии с которыми заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного в том числе статьей 196 УК РФ.
Сведения о том, как г-н Грищенко и г-н Ицков переносят свое содержание под стражей, были довольно скудны -- их предоставлял известный калининградский адвокат Сергей Баранов, защищавший обоих руководителей авиакомпании. «Условия нормальные. Грищенко побрили наголо. Их могут перевести в «Кресты». Мы готовим открытое письмо к властям, чтобы рассказать о творимом беспределе» -- таковы были его лаконичные комментарии. Письмо так и не появилось, зато через несколько дней после освобождения (отдохнув в своем гостевом доме «Альтримо» в нацпарке «Куршская коса») г-н Грищенко сделал то, чего не делал уже много лет, -- дал интервью. Добиться эксклюзива сумел местный интернет-портал «Новый Калининград.ру».
Г-н Грищенко сообщил, что за решетку попал, потому что «кому-то это было нужно». Он не стал однозначно говорить, было ли дело в отношении него сфабриковано, лишь пояснив: «Это дело, которое появляется в проблемном обществе... О какой проблеме идет речь? Наверное, это рейдерство, коррупция».
«Несмотря на то что предприятие «убили», оно помогло области стойко перенести кризисный год и выйти с профицитом бюджета, -- считает г-н Грищенко. -- Это произошло за счет государственной поддержки, благодаря «КД Авиа». Поддержка осталась в бюджете, и за счет этого у области образовался профицит. За счет этого, можно сказать, здесь построили спортивный комплекс, какие-то прочие вещи сделали. Это приятно». Отвечая на вопрос, какие у него теперь отношения с губернатором Калининградской области Георгием Боосом, бизнесмен назвал их творческими.
Комментируя недавнюю продажу недостроенного терминала аэропорта Храброво (его купила московская компания «Вип-групп» за 17,4 млн руб., сделка оспорена облпрокуратурой, которая сочла стоимость сделки заниженной, о чем писала газета «Время новостей»), г-н Грищенко назвал цену несправедливой: «Существует бизнес-оценка, по-моему, на конец 2008 года. По той оценке стоимость недостроенного международного терминала составляла около 1,5 млрд рублей».
Фирма-покупатель недостроенного терминала Храброво заявляла, что в завершение строительства вместе с «Вип-групп» может вложить деньги германская компания «Хохтиф АГ» (200 млн евро). Областное правительство в свою очередь подписало договор об аналогичных намерениях с французской «Буиг Батиман Интернасиональ», которая собиралась задействовать в работах аэропорт Парижа. «Для достройки терминала не нужна сумма 200 млн евро. Это не так. Сумма, необходимая для завершения проекта, порядка 50 млн евро», -- сказал г-н Грищенко, заметив, что у него не осталось ни одной акции компании.
Комментируя свое пребывание в СИЗО, он рассказал, что условия там были «замечательные», удалось «отдохнуть и подумать обо всем». Г-н Грищенко заявил, что не исключает своего участия в проекте возрождения авиахаба в Калининграде, предлагая сделать все в три-четыре раза быстрее и дешевле за счет того, что он в этом бизнесе понимает, так как считает себя профессионалом.
Свой профессионализм ему, видимо, предстоит продемонстрировать уже в начале мая -- калининградский арбитраж должен рассмотреть дело о банкротстве «КД Авиа».
Вадим СМИРНОВ, Калининград