Большую часть понедельника российский премьер-министр Владимир Путин провел в Италии. В воскресенье вечером глава российского правительства прибыл из Вены в Милан, где у него были запланированы переговоры с коллегой Сильвио Берлускони. Два премьера по максимуму использовали новую встречу как повод сделать важные заявления в расчете как на соотечественников, так и на международную публику. Главы правительств постарались еще раз развеять слухи относительно обсуждавшегося в последнее время конфликта между «Газпромом» и Eni. Также в ходе визита был подписан весьма важный не заявленный ранее меморандум о строительстве двух блоков Балтийской АЭС силами итальянской Enel и «Интер РАО».
Официальная часть визита проходила на вилле Джернетто, которая находится в частной собственности г-на Берлускони, но используется в общественных и государственных целях. Прием столь высоких гостей состоялся там впервые, но впоследствии итальянский премьер обещал отдать резиденцию под университет делла Либерта (свободы) и даже попросил г-на Путина прочитать там лекции в качестве приглашенного профессора. В итоге протокольное фотографирование и закрытая беседа делегаций в расширенном составе заняли не так много времени, пожалуй, даже меньше, чем пресс-конференция двух премьеров, что, учитывая любовь обоих к публичным выступлениям, неудивительно.
До брифинга состоялась церемония подписания документов. Управделами президентской администрации Владимир Кожин и руководитель департамента гражданской защиты при совете министров Итальянской Республики Гуидо Бертолазо подписали соглашение о реставрации пострадавших из-за
землетрясения в Аквиле в 2009 году зданий. Замминистра образования и науки Сергей Мазуренко и глава аналогичного итальянского ведомства Стелла Джельмини скрепили меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области создания на территории России термоядерного реактора (токамак) «Игнитор». Самым интересным и в перспективе имеющим серьезное влияние на энергетический баланс в Европе можно признать меморандум о намерениях по основным направлениям сотрудничества в сфере электроэнергетики между ОАО «Интер РАО ЕЭС» и Enel S.p.A., который включает в себя пункт о возможности строительства совместными усилиями двух блоков Балтийской АЭС под Калининградом. При этом компании уже анонсировали вероятные сроки запуска -- 2016--2018 год. В качестве основных рынков сбыта энергии называется Восточная Европа. Это важный шаг для Италии, собирающейся выходить с атомными проектами не только на зарубежные, но и на внутренний рынок. Такие настроения идут вразрез с безъядерной политикой Евросоюза, что может спровоцировать серьезную дискуссию и реакцию в других странах.
Именно на этом заострил внимание Сильвио Берлускони в своем вступительном слове. Глава итальянского совета министров пообещал решить в положительную сторону вопрос о возведении атомной электростанции на территории страны еще до истечения срока своих полномочий. Атомная стройка в Италии была заморожена в 1967 году, но теперь в течение трех лет может быть принято принципиальное решение об использовании ядерной энергии. Итальянский премьер связал атомную тему с поставками газа, упомянув, что, хотя благодаря «Северному» и «Южному потоку» энергетическая напряженность в регионе снижена, очевидна необходимость диверсификации не только поставок углеводородного топлива, но и самих источников энергии. Кстати, синьор Берлускони отметил заслуги российского руководства в диалоге с Украиной ради блага всей Европы, но все-таки назвал политическую обстановку там нестабильной.
Владимир Путин перечислил основные направления сотрудничества двух стран: автомобилестроение, авиастроение, химическая промышленность, космическая сфера, разумеется, энергетическое сотрудничество. По мнению главы российского правительства, хорошие двусторонние связи играют важную роль и в поддержке внутреннего производства двух стран. «Леша, на сколько у нас заказов для итальянских компаний по строительству «Северного потока»?» -- обратился г-н Путин к Алексею Миллеру, главе «Газпрома», который сидел напротив, во втором ряду зала. «2 млрд евро», -- ответил г-н Миллер.
Российский премьер отдал должное коллеге, заявив, что российско-итальянские отношения развиваются поступательно и по восходящей в значительной степени благодаря премьер-министру Италии. Эту тему -- хороших личных отношений -- попыталась развить итальянская журналистка, которая спросила, насколько важны личные связи в высокой политике и возможно ли достижение между Владимиром Путиным и Сильвио Берлускони такой же гармонии, как и в «брачном союзе» российского премьера и российского же президента.
Главу российского правительства уже не первый раз смущают вопросами журналистки, так что г-ну Путину не привыкать дипломатично выходить из щекотливой ситуации. «Мы действительно дружны с Дмитрием Медведевым, но мы люди традиционной ориентации, так что насчет брачного союза вы, конечно, загнули», -- корректно, не обижая никакую ориентацию, ответил премьер. После чего уже не в первый раз счел нужным разъяснить, что на данный момент и премьер, и президент довольны сложившимися отношениями, оба знают свое место и сферу ответственности -- в полном соответствии с российской Конституцией. «Личные отношения, конечно же, помогают, но все-таки везде, и в нашем союзе с Дмитрием Медведевым, и в российско-итальянских отношениях, на первом месте стоят государственные интересы», -- заверил Владимир Путин.
Тема «Южного потока», а конкретнее, несколько испортившихся отношений двух акционеров «Газпрома» и Eni из-за вхождения в проект французской EDF уже не раз поднималась в ходе визита. В Вене опровергал наличие проблем Алексей Миллер. Вчера слухи о проблемах были развеяны на уровне глав правительств. Никаких проблем нет, дружно заявили премьер-министры. «Это было его предложение (пригласить в «Южный поток» в качестве акционера французов. --
Ред.)», -- сообщил журналистам (а возможно, и Eni, которая как раз и недовольна вхождением EDF) Владимир Путин, указывая на коллегу и даже для большей убедительности прихватив за руку Сильвио Берлускони. «EDF согласилась и проявила желание получить 20%. В июне 2010 года в Питере подпишем договор. Нам, конечно, удалось при заключении договора о скидке на газ для Украины сохранить транзитный договор на десять лет, но там идет какая-то политическая возня вокруг этого, так что затягивать с крупными проектами, обеспечивающими диверсификацию поставок, не стоит», -- заявил российский премьер.
Из Милана Владимир Путин отправился в Киев, где поздно вечером должен был встретиться с президентом Виктором Януковичем и премьером Николаем Азаровым. Как известно, руководство Украины пыталось отговорить Россию строить "Южный поток" -- газопровод, который станет альтернативой транзиту через украинскую территорию. Но пока, судя по итогам визита Владимира Путина в Италию и Австрию, Россия не намерена отказываться от своих планов.