|
|
N°71, 26 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Южный поток» догнал Nabucco
Подписанные в Вене межправительственное и корпоративное соглашения о строительстве австрийского участка газопровода «Южный поток» выглядят как большой геополитический успех Москвы. Австрия и национальная нефтегазовая компания OMV были и остаются главной движущей силой проекта Nabucco, который де-факто является маршрутом доставки газа в Европу в обход России. Тем не менее Вена не устояла перед напором российского премьера Владимира Путина, для которого «Южный поток» после официального старта строительства «Северного потока» (по дну Балтики), похоже, стал новой целью. Несмотря на кризис, неопределенность со спросом на газ в Европе и жесточайшую политику Брюсселя в отношении иностранных инвестиций в газотранспортную инфраструктуру, Владимир Путин полон решимости поставить блок попыткам ЕС снизить зависимость от российского газа.
Текущий год участники консорциума Nabucco International Gas Pipeline (помимо OMV в него на паритетных основаниях входят турецкая Botas, болгарская BEH, румынская Transgas, венгерская MOL и немецкая RWE) объявили годом принятия финального инвестиционного решения. После того как прошлым летом правительства пяти транзитных стран подписали межправительственное соглашение, предпроектные изыскания и коммерческие переговоры с потенциальными поставщиками наконец перешли в предметную плоскость.
Но ахиллесова пята Nabucco, мощность которого 31 млрд кубометров в год, -- отсутствие гарантий загрузки трубы на долгосрочную перспективу -- никуда не делась. Недавний вояж комиссара Еврокомиссии Гюнтера Эттингера в Туркмению и Азербайджан лишь подтвердил отчаянное положение любимого проекта Брюсселя. На следующий день после отъезда высокопоставленного гостя Баку объявил об очередной отсрочке начала добычи газа в рамках второй фазы «Шах-Дениза», на этот раз на 2017 год. Таким образом, базовый (что подтвердил г-н Эттингер) источник поставок газа по Nabucco -- Азербайджан -- сможет начать отгрузку сырья только через семь лет, в то время как компания-оператор настаивает на неизменности срока ввода трубы -- 2014 год. Другие потенциальные поставщики -- Ирак и Туркмения -- пока даже с точки зрения инфраструктуры не могут всерьез рассматриваться в качестве готовых источников наполнения газопровода.
У «Южного потока» мощностью до 63 млрд кубометров в год проблемы иного рода. Здесь нет многостороннего диалога между странами-транзитерами -- Москва и «Газпром» (как гарантирующий поставщик) со всеми договариваются по отдельности. Австрия стала последней в списке транзитных стран, с которой было подписано межправительственное соглашение. Однако за два года массированной переговорной кампании с будущими транзитерами реальное совместное предприятие по подготовке технико-экономического обоснование было создано только в Сербии. В Венгрии процесс споткнулся о недавние парламентские выборы, которые радикально изменили политический ландшафт. Очень сложно идут переговоры с Софией, которая увязывает прогресс по «Южному потоку» с уступками «Газпрома» по контрактам на поставку и транзит газа (снижение цены и повышение транзитной ставки).
Источник в «Газпроме» утверждает, что в компании видят позитивный настрой партнеров на конструктивную работу, в том числе и со стороны Австрии. Оценить плоды этого настроя можно будет совсем скоро: глава «Газпрома» Алексей Миллер ждет сквозное ТЭО проекта уже через год и собирается начать поставки газа уже в 2015-м.
Между тем возникли сложности и с главным коммерческим партнером по «Южному потоку» -- итальянской Eni, которая, являясь соучредителем компании South Stream AG, проявляет минимум рвения в работе над морской частью и маркетингом. Не исключено, что г-н Путин отправился из Вены в Милан для того, чтобы политическими методами придать пыла контрагенту «Газпрома».
В столице Австрии российский премьер, проводя сравнительный анализ Nabucco и «Южного потока», заметил: «Мы можем хоть сегодня заключить». Он имел в виду контракты на поставку газа под свой проект. Это действительно не проблема, если говорить не о новом спросе, а о переброске объема газа с украинского направления с заметными экономическими потерями. Желающих купить дополнительный объем российского газа уже давно не видно, о чем свидетельствует ситуация с «Северным потоком», который начал строиться, хотя «Газпром» сумел продать лишь 22 млрд кубометров газа, в том числе 13,5 млрд компаниям, входящим в группу «Газпром». Газовая политика по-прежнему превалирует над коммерческим расчетом.
Алексей ГРИВАЧ