Время новостей
     N°129, 22 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2002
Досмотр без реконструкции
Консорциум по обновлению аэропорта Шереметьево никак не складывается
На неопределенный срок отложено начало строительства нового терминала аэропорта Шереметьево и реконструкции действующего международного терминала Шереметьево-2. Совет директоров аэропорта пересмотрел условия привлечения иностранного инвестора, уже согласованные с другим ключевым участником проекта -- «Аэрофлотом». Не исключено, что на новых условиях «Аэрофлот» вообще откажется участвовать в проекте. Из-за возникшей неопределенности аэропорт решил в одиночку осуществить неотложную часть программы реконструкции -- а именно, модернизацию системы обеспечения авиационной безопасности. Конкурс на выполнение этого подряда должен быть объявлен сегодня.

Пресс-конференция генерального директора ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) Сергея Беляева в минувшую пятницу была формально посвящена именно укреплению безопасности на вверенном ему стратегическом государственном предприятии. Беляев объявил, что МАШ переходит на 100-процентный досмотр багажа и ручной клади пассажиров международных рейсов. Сейчас в Шереметьево досматривают примерно 60% чемоданов. Ровно на столько же процентов существующее положение вещей соответствует рекомендациям Международной организации гражданской авиации ICAO, принятым после прошлогодних терактов в США. ICAO требует повального досмотра во всех международных аэропортах мира с 1 января 2003 года. Сергей Беляев пояснил, что выполнение этого требования не создаст дополнительных неудобств путешественникам, так как досмотр предполагается автоматизировать и в основном перенести за стойку регистрации пассажиров и багажа (сейчас вещи проверяют перед регистрацией билетов). Сегодня МАШ должен объявить конкурс на поставку необходимых устройств и аппаратов, а до 10 сентября ждет предложений от фирм-претендентов. Завершить модернизацию досмотра, а также системы конвейерной обработки багажа и регистрации пассажиров планируется за полгода, сказал замгендиректора МАШ по безопасности Руслан Фадеев.

Эти работы представляют собой небольшой структурный элемент масштабного проекта по созданию нового терминала Шереметьево-3 и общей модернизации Шереметьево-2. Как выяснилось в ходе пресс-конференции, над остальными элементами этого проекта сгустился туман.

К финансированию и реализации этого проекта помимо самого аэропорта предполагается привлечь еще двух партнеров: «Аэрофлот» и иностранного оператора, который должен быть отобран по конкурсу. С конца 2001 года формы и степень участия в проекте были предметом напряженных переговоров между МАШ, «Аэрофлотом» и ведомствами, отвечающими за госсобственность. Интенсивность этих контактов была столь высока, что в их ходе утратил свой пост предыдущий гендиректор МАШ Сергей Сутулов.

В апреле 2002 года стороны в принципе сошлись на такой схеме. Для реализации проекта создается «компания специального назначения», получившая рабочее название ЗАО «Московский международный аэропорт». Контрольный пакет ее акций (50% плюс одна акция) отходит МАШ, блокирующий (25% плюс одна акция) -- «Аэрофлоту». Остальные 25% минус две акции должен будет выкупить победивший на конкурсе иностранный оператор, причем акции остаются в его руках после завершения строительных работ до тех пор, пока оператор не окупит своих затрат. Потом российские участники оставляют за собой право выкупить этот пакет.

Несколько заседаний совета директоров МАШ, посвященных утверждению этой схемы, закончились безрезультатно. Наконец, 15 июля, как сообщил г-н Беляев, совет решил вообще отказаться от нее и предложил новую: иностранный оператор после конкурса получит статус «единоначального оператора» проекта и не будет обязан выкупать акции «специальной компании». «У совета директоров МАШ и исполнительной дирекции оказались разные точки зрения», -- отметил г-н Беляев, который в состав совета не входит (там заседают госчиновники). Он сказал, что, разумеется, выполнит поручение совета директоров, которое заключается в том, чтобы до 25 июля подготовить новые предложения «Аэрофлоту», а до 1 августа по возможности организовать совместное заседание советов директоров аэропорта и авиакомпании для обсуждения новых взаимоотношений.

Официального комментария «Аэрофлота» в пятницу вечером корреспонденту газеты «Время новостей» получить не удалось. Однако, по словам замгендиректора МАШ по экономике и коммерции Владимира Дорохина, партнеры были «озадачены». Он не исключил, что на новых условиях «Аэрофлот» вообще не захочет участвовать в реконструкции Шереметьево. Впрочем, г-н Дорохин сомневается, что проект может быть осуществлен без участия «Аэрофлота», который обеспечивает половину пассажиропотока в аэропортовом комплексе. И даже при самом благоприятном развитии дальнейших событий, отметил г-н Дорохин, строительство Шереметьево-3 теперь может начаться не раньше 2004 года, то есть на год позже, чем ранее планировалось.

Между тем авиакомпания Lufthansa решила по-прежнему летать из аэропорта Шереметьево на протяжении как минимум трех лет. Как сообщил Сергей Беляев, соответствующее соглашение между немецким перевозчиком и аэропортом было подписано на днях. Хотя ранее Lufthansa вела переговоры о возможной смене аэропорта базирования в Москве с Шереметьево на Домодедово.

Михаил КУКУШКИН