|
|
N°129, 22 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гамак из «веревки»
«Отсчет убийств» на московских экранах
Семь лет назад Барбету Шредеру удалось совершить чудо: в своем фильме «Поцелуй смерти», ремейке классического нуара 1947 года, он заставил даже самых скептических зрителей не отрываясь смотреть на Николаса Кейджа. Что потом сталось с Кейджем, всем известно (а случились с ним и «Город ангелов», и «Семьянин», и «Мандолина капитана Коррелли»), но его гангстер-астматик с проникновенно-хищными интонациями обеспечил лощеной кинозвезде какой-никакой кредит доверия, окончательно истраченный совсем недавно.
Примерно то же самое происходит в шредеровском «Отсчете убийств» с Сандрой Баллок -- еще одной госпожой, которую все-таки при всем желании нельзя отнести к исполнительницам, своей игрой заставляющим забыть обо всем на свете. Однако в роли полицейского инспектора и женщины трудной судьбы по имени Касси она если не блистает, то уж во всяком случае светит ровным матовым блеском. Играет она мастерски: уверенно, весьма иронично по отношению к иным своим прошлым ролям. Да в конце концов на нее просто приятно посмотреть. Тут бы и перенести ее из разряда голливудских мегастатисток в категорию по-настоящему хороших, почти что любимых актрис. Но не выходит -- слишком уж в нелепых обстоятельствах приходится действовать героине Баллок. Завязку своего триллера Шредер слямзил из хичкоковской «Веревки»: два ницшеанствующих молодых человека (Брайан Гослинг и Майкл Питт), одержимых идеей идеального, а потому неподсудного убийства, изничтожают случайную барышню и тщательно сплетают паутину из ложных улик и продуманных алиби. Монтажных склеек в «Отсчете убийств», конечно, побольше, чем в «Веревке», но в увлекательности он все равно проигрывает. Да вдобавок ближе к концу завороженный Хичкоком Шредер как будто забывает, что перелопачивает именно «Веревку», и венчает фильм сценой с балансирующими на обрыве телами, очень похожей на финал «Головокружения», -- так что зритель окончательно запутывается.
В фильме полно нелепостей, вызывающих хохот глубокомысленных выводов и просто ничем не объяснимой дикости вроде внезапного нападения на героиню Баллок обезьяны породы бабуин. Ну и бог бы с ними, тем более тот же Хичкок замечал, что и в его фильмах нестыковок хоть отбавляй. Но, продолжал мэтр, зритель вспоминает о них только тогда, когда уже вышел из зала. В случае с «Отсчетом убийств» не заметить их может разве что напарник Касси, которого играет Бен Чаплин, так и не оправившийся, видимо, от общения с лжерусской Надюшей Кидман в своем предыдущем фильме «Именинница». Во всяком случае кроме перманентно ошарашенного выражения лица он ничего не демонстрирует. Но, возможно, именно эти обстоятельства поспособствуют успеху фильма: всегда приятно и комфортно посмотреть детектив, в котором ты оказываешься умнее всех действующих лиц вместе взятых. И давно уже проложил жирненьким пунктиром собственный маршрут в лесопосадках из трех чахлых сосенок, в то время как главные герои безуспешно пытаются из них выбраться. Из хичкоковской веревки Барбет Шредер сплел вполне комфортабельный гамак, в котором можно отдохнуть часика полтора. Но никак не больше.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ