Время новостей
     N°129, 22 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2002
Сезон больших надежд
Москва вправе рассчитывать на новые прорывы в отношениях с Западом
В минувшие выходные президент России Владимир Путин фактически завершил бурный дипломатический сезон 2001/02 года. Финальным аккордом полугодия, в течение которого Кремль совершил головокружительный разворот своей внешней политики на Запад, стала сочинская встреча г-на Путина с французским коллегой Жаком Шираком. Точка получилась символичной -- ведь именно с Парижем отношения у Москвы в последние годы складывались особенно трудно. И тот факт, что г-н Ширак против обыкновения французских президентов первый после выборов визит нанес не в Германию, а в Россию, свидетельствует о действительно новом качестве отношений двух стран.

Времени у президентов было немного, всего 18 часов, поэтому в пятницу после позднего ужина, закончившегося почти в полночь, Владимир Путин неожиданно для всех решил проводить Ширака до отеля «Рэдиссон-САС-Лазурная», где для высокого гостя накануне подготовили лучшие апартаменты. Прибыв в отель, президенты уединились (с двумя переводчиками) в небольшом кафе в холле «Лазурной» и заказали по чашке чая. Владимир Путин вернулся в свою резиденцию лишь во втором часу ночи.

За все время визита президенты отвлеклись от дела (не считая, конечно, сна) только один раз: в пятницу за ужином они посмотрели и послушали выступление русского фольклорного ансамбля «Любо» Сочинской филармонии. Все остальное время было посвящено работе. В итоге рассмотрено множество вопросов -- от истории актрисы Натальи Захаровой, добивающейся возвращения ей дочери, до глобальной темы международной безопасности. Кстати, президенты и их помощники отказались комментировать только два вопроса из всех затронутых в ходе переговоров -- дело г-жи Захаровой и недавнее покушение на Жака Ширака.

Как потом подчеркивали официальные лица, главным итогом визита можно считать то, что у России появился сильный союзник, способный влиять на партнеров по ЕС, -- например, в решении калининградской проблемы. Действительно, г-н Ширак неожиданно решительно поддержал Владимира Путина в том, что российские граждане, едущие в эту область и покидающие ее, должны делать это без виз и ограничений. Конечно, от воли одного только президента Франции решение этого вопроса не зависит. ЕС -- очень сложный механизм, однако сам факт поддержки является весьма значимым.

Была у президента Франции в этой поездке и конкретная деловая цель. На поляне в парке «Бочарова Ручья» в пятницу вечером журналисты впервые получили утвердительный ответ на вопрос: купит ли «Аэрофлот» среднемагистральные самолеты концерна Airbus. Жак Ширак рассказал, что прямо перед вылетом в Россию побывал в Тулузе, в штаб-квартире концерна, где обговаривались последние детали сделки. Потом слово взял Владимир Путин: да, «Аэрофлот» приобретет 18 аэробусов А320 на сумму около 600 млн долларов. Из других совместных экономических проектов большой интерес вызывает решение Европейского космического агентства об использовании космодрома Куру во французской Гвиане для запуска российских ракет-носителей «Союз».

Владимир Путин обратил внимание Жака Ширака на несоответствие в распространении французского языка в России и русского -- во Франции. У нас французский изучают в средних школах и вузах более миллиона человек, а во Франции учат русский только 12 тысяч. Г-н Ширак пообещал сделать все возможное, чтобы ликвидировать перекос. Сам он неплохо понимает по-русски: на пресс-конференции очень эмоционально реагировал на вопросы российских журналистов, не дожидаясь перевода. Жак Ширак пригласил коллегу посетить Париж с государственным визитом в 2003 году. К этому времени, очевидно, миллион французов если не заговорит на русском, то уж точно засядет за его изучение.

В целом прошедший дипломатический сезон российское руководство, безусловно, может записать себе в актив. Прошлой осенью трудно было предположить, что через несколько месяцев Россия окажется полноправным членом «восьмерки», получит новые возможности в НАТО, удостоится от ЕС статуса страны с рыночной экономикой, а сам Путин станет задушевным другом едва ли не всех сильных мира сего -- от Буша до Берлускони. За период с сентября 2001-го по июль 2002-го Москва создала впечатляющие предпосылки для того, чтобы занять новое, отличное от прежнего советского, место на мировой арене. В будущем сезоне станет ясно, сможет ли Россия реализовать эти предпосылки.

Игорь ГЛАНИН, Сочи, Игорь МАКСИМОВ