Время новостей
     N°70, 23 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.04.2010
Новая газовая игра
Глава E.ON Ruhrgas рассказал о путях надежного снабжения Европы
Прошлогодний российско-украинский газовый конфликт -- постоянная тема для дискуссий о совершенствовании системы надежности энергоснабжения Европы. Председатель правления крупнейшей германской газовой компании E.ON Ruhrgas Бернхард Ройтерсберг, выступая в берлинском общественном центре The Aspen Institute Deutschland, не раз возвращался к этому эпизоду. Произошедшее в первые дни 2009 года, с его точки зрения, тем более досадно, что за 36 лет сотрудничества между E.ON Ruhrgas и «Газпромом» сложились не только прочные деловые, коммерческие, но тесные дружеские отношения. Проверку прошла система газоснабжения в Германии и других странах ЕС, которая, по словам г-на Ройтерсберга, оказалась надежной даже тогда, когда события развивались по худшему сценарию. «Немецкие потребители не ощутили прекращения поставок, -- отметил глава E.ON Ruhrgas. -- Дополнительными поставками наша компания поддержала страны Восточной Европы. Если потребовалось бы, мы были способны и на большее».

Насколько украинский газотранспортный коридор сегодня отвечает требованиям европейских импортеров? И может ли газовая война вспыхнуть вновь? «Может, потенциально каждый месяц к 7-му числу -- считает г-н Ройтерсберг. -- К этому сроку Украина обязана ежемесячно оплачивать свои счета за газ». Хотя новая власть в Киеве и стремится к дружеским отношениям с российским руководством, экономическое положение Украины шеф E.ON Ruhrgas назвал тяжелым. «И в этом заключен риск», -- заключил он. Данная проблема обостряется из года в год, поскольку Украина, по сути, не в состоянии осуществлять инвестиции в поддержание работоспособности своей газотранспортной системы.

Выход один: дальнейшее углубление диверсификации, причем не только источников поставок газа в Европу, но и путей и способов доставки его импортерам. «Сейчас российский газ идет к нам по двум транспортным коридорам, -- отметил г-н Ройтерсберг и, намекнув на уже реализуемые и лишь разрабатываемые проекты строительства газопроводов в Европу, добавил: -- Лучше, если их будет три, еще лучше четыре». Новая 1200-километровая трасса газопровода «Северный поток», которая по дну Балтийского моря свяжет российского поставщика и германских покупателей, позволит снизить транзитные риски. «Это будет газ для Европы, а не для одной Германии», -- сказал он.

По его мнению, новые наземные пути доставки газа в Европу неоднозначны не только по экономическим, но и по политическим параметрам. «Северный поток», строительство которого обойдется в 7,4 млрд евро, не выходит за рамки ни тех, ни других. А вот планируемый «Южный поток», часть трассы которого будет проложена по дну Черного моря, обойдется в 20 млрд евро. Другой южный маршрут -- газопровод Nabucco из Прикаспия в обход России, считает г-н Ройтерсберг, будет иметь смысл лишь в случае его заполнения, в частности, газом из Ирана. «Но политические условия для этого сегодня отсутствуют», -- подчеркнул он, отметив, что в этом вопросе необходима поддержка со стороны внешней энергетической политики.

Ожидаемые высокие капиталовложения в «Южный поток», по его оценке, служат для нынешнего украинского руководства аргументом в его стремлении совместно с Россией взамен строительства нового газового коридора модернизировать существующую украинскую газотранспортную систему. В этой связи г-н Ройтерсберг напомнил, что еще семь лет назад был подписан трехсторонний российско-германо-украинский меморандум о взаимопонимании по модернизации. «Уже тогда всем было ясно, что так дальше поставлять газ нельзя, -- сказал он. -- Теперь же мы видим, что эта проблема стала предметом двусторонних переговоров между Россией и Украиной. Однако очевидно, что и мы должны быть в этой лодке».

Начавшийся двусторонним конфликтом между поставщиком и транзитером прошлый год во многом стал переломным этапом в формировании глобальной структуры торговли газом. Негативно сказался мировой кризис -- европейский рынок оказался под давлением избыточного предложения газа. Одной из причин этого стала добыча сланцевого газа в США, благодаря чему «в считанные месяцы эта страна перестала быть импортером». Предназначавшийся для североамериканского континента сжиженный природный газ (СПГ) из Катара был выброшен на рынок Европы. Сейчас трудно давать надежные оценки развития глобальной торговли газом более чем на три-пять лет, говорит г-н Ройтерсберг.

Германии будут нужны новые надежные источники поставок, так как «к концу десятилетия уровень собственной добычи газа в Германии (в настоящее время ее удельный вес составляет 22%. -- Ред.) приблизится к нулю». Среди возможных перспективных поставщиков шеф E.ON Ruhrgas назвал не только Алжир или Катар, но и такие пока еще «экзотические» для европейской отрасли страны, как Нигерия или Экваториальная Гвинея.

Возможно, через десяток лет маршруты мировой торговли газом и вовсе перекроят нынешние региональные рынки. В конкурентную борьбу уже вступила Австралия, как оказалось, располагающая гигантскими газовыми месторождениями. Зеленый континент уже успел перекупить часть дальневосточных импортеров сжиженного природного газа из Катара. Натиск австралийцев окрестили «газовым цунами». Именно по этой причине Катар со своим невостребованным СПГ рвется в Европу. Крупные газовые импортеры, включая Китай, с интересом и надеждой наблюдают за развитием политической ситуации в Иране, располагающем вторыми в мире разведанными запасами газа. На кусок иранского «пирога» рассчитывают и американские компании, которые через подставные африканские фирмы формируют свой будущий бизнес в исламской республике. Не исключено, считает г-н Ройтерсберг, что «самым проигравшим» в этой игре окажется Россия, «только этого в России полностью еще не осознают».

Юрий ШПАКОВ, Берлин