|
|
N°71, 26 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Товары и товарищи
Таможенный союз отдаляет от ВТО Казахстан и практически невозможен для Украины
Таможенный союз (ТС) создает его участникам реальные проблемы на переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Может быть, в меньшей степени это касается России. Но для Казахстана его членство в ТС означает начало переговорного процесса практически с чистого листа. Участие же в Таможенном союзе Украины, которая присоединилась к ВТО в 2008 году, было бы беспрецедентным для этой международной организации и означало бы масштабное нарушение взятых Киевом при вступлении в ВТО обязательств, признал на брифинге в РИА Новости ответственный секретарь комиссии ТС Сергей Глазьев.
Создание Белоруссией, Казахстаном и Россией Таможенного союза уже негативно сказалось на их переговорах по присоединению к ВТО, констатировал Сергей Глазьев. Если Евросоюз выразил готовность вести переговоры с единой переговорной делегацией о консолидированном вхождении участников ТС в ВТО, то Соединенные Штаты по политическим мотивам практически заморозили переговорный процесс.
Главные трудности при интеграции стран -- членов Таможенного союза в ВТО создает переход трех стран с 1 января этого года к единому таможенному тарифу (ЕТТ). Для России это означало в среднем некоторое снижение импортных пошлин, что может только приветствоваться ее внешнеторговыми партнерами, в том числе и членами ВТО. «Мы не вышли за пределы принятых на себя обязательств в рамках переговоров о вступлении в ВТО», -- считает г-н Глазьев. С этим могут не согласиться, например, Литва, Украина и Польша. С 1 января этого года после вступления в силу единого таможенного тарифа резко повышены импортные пошлины на живой скот, поставлявшийся в Россию преимущественно из этих стран (см. «Время новостей» от 8 декабря 2009 года). А вот в Белоруссии и Казахстане с ЕТТ пошлины на импорт в среднем увеличились вдвое. В результате Казахстан, который заметно продвинулся на переговорах о вступлении в ВТО, «существенно вышел за пределы ранее оговоренных с участниками этой международной организации параметров. «Поэтому для Казахстана есть проблемы», -- признался г-н Глазьев.
Строительство Единого экономического пространства (ЕЭП), первым шагом к которому и стало создание Таможенного союза, в свое время было начато по инициативе Украины. На нее приходится не менее трети того макроэкономического эффекта, на который рассчитывали участники ЕЭП после создания между ними зоны свободного передвижения людей, товаров, услуг и капиталов, -- 15% прироста совокупного ВВП за десять лет. После прихода в 2005 году к власти в Киеве «оранжевой» оппозиции во главе с президентом Виктором Ющенко украинское руководство охладело к идее ЕЭП, посчитав, что оно будет мешать европейской интеграции Украины. Однако если бы после смены власти в 2010 году новый президент Виктор Янукович повел Украину в Таможенный союз, то ВТО столкнулась бы с беспрецедентной ситуацией: в ее истории еще не было случая, чтобы член ВТО входил в единое таможенное пространство с государствами, не входящими в ВТО. «Правовая база ВТО таких случаев не оговаривает», -- признает г-н Глазьев. Более того, вступая в ТС, а значит, вводя у себя единый таможенный тариф, Украина была бы вынуждена пойти на двукратное увеличение существующих, полностью согласованных при вступлении в ВТО с другими членами этой международной организации импортных пошлин.
В этом случае внешнеторговые партнеры Украины по ВТО могли бы потребовать компенсации за ухудшение доступа их товаров на территорию Украины в виде облегчения доступа других иностранных товаров на всю территорию ТС.
Нынешнее украинское руководство пока считает членство Украины в Таможенном союзе и ЕЭП нереальным. Украинская оппозиция и вовсе заявляет, что для вступления в ТС пришлось бы менять конституцию страны. Но г-н Глазьев напомнил, что у России с Украиной действует режим свободной торговли. Как раз сейчас в рамках ТС рассматривается дальнейшая политика в отношении изъятий в торговле с Украиной: в России это сахар, в Казахстане -- алкоголь и табак. «Не хотелось бы объединения изъятий. Этот вариант был бы самым невыгодным для Украины», -- предупредил чиновник.
Но Таможенный союз полон решимости и без Украины создать прецедент межорганизационного членства в ВТО. На ближайшем заседании глав государств ЕврАзЭС в начале июля в Астане будет рассмотрено соглашение о порядке присоединения к ТС новых государств. Возможно, первой таким шансом воспользуется Киргизия, входящая в ВТО с 1998 года. О готовности его страны присоединиться к Единому экономическому и таможенному пространству заявил первый заместитель председателя временного правительства Киргизии Алмазбек Атамбаев. По словам г-на Глазьева, рабочая группа по присоединению Киргизии к ТС уже создана и ведет работу. Объем компенсаций, по которым в случае присоединения Киргизии к ТС, возможно, придется вести переговоры с ВТО, составляет не более 1 млрд долл. встречных уступок. «Несущественная сумма», -- полагает Сергей Глазьев.
Пока же страны Таможенного союза активно готовятся к вступлению в силу таможенного кодекса организации. С этой целью готовится закон о таможенном регулировании, который узаконит применение в России этого кодекса. Ратификация Госдумой таможенного кодекса ТС будет означать прекращение действия российского кодекса. Белоруссия вводит ТК ТС указом президента, а все вопросы, которые кодексом не регулируются, останутся в компетенции белорусских законодателей. Казахстан разрабатывает национальный таможенный кодекс, который фактически продублирует союзный. На вопрос, успеют ли законодатели трех стран к 1 июля 2010 года, г-н Глазьев ответил: «Надо успеть, другого варианта нет».
Комиссия Таможенного союза готовится администрировать полномочия по техническому регулированию, установлению санитарных норм и антидемпинговым расследованиям. После того как будет принята единая база технических регламентов и практически согласован единый перечень санитарных норм (25 тыс. позиций), разрешительные документы, выданные в государствах -- участниках ТС, будут взаимно признаваться без необходимого сейчас переоформления, добавил секретарь комиссии.
Кстати, принятие в качестве обязательного для всех стран единого перечня санитарных норм, по мнению г-на Глазьева, приведет к закрытию рынков Белоруссии и Казахстана, например, для американских окорочков. «Но есть риск, что, несмотря на единые нормы, сертификаты будут выдаваться не вполне общим образом», -- опасается г-н Глазьев. Еще одной зоной риска является товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Комиссия ведет ТНВЭД, но при этом решение о классификации товаров принимает национальный таможенный орган. «Мы сейчас продумываем целую систему мер, как избежать принятия противоречащих друг другу решений по одному и тому же товару», -- рассказал ответственный секретарь.
Кроме того, до конца 2010 года будет унифицирован механизм выдачи лицензий на товары, ввозимые на территорию Таможенного союза. Ранее было принято решение, что в каждом государстве уполномоченные органы выдают лицензии своего образца. В России эта функция возложена на Минпромторг. «Мы работаем над единой формой лицензий по разным группам товаров и до конца года этот вопрос унифицируем», -- сказал г-н Глазьев.
До 2012 года должно быть подписано макроэкономическое соглашение между членами ТС, где будут такие обязательные для согласования показатели, как размер бюджетного дефицита и уровень инфляции. Они должны выравниваться. Еще около десятка показателей будет декларироваться в плане мониторинга: темпы роста ВВП и по отдельным секторам экономики, налоги и другие.
Комиссия также с 1 июля 2010 года получит полномочия по введению защитных мер и проведению антидемпинговых расследований, которые сейчас находятся в Минпромторге РФ и соответствующих ведомствах Казахстана и Белоруссии, сообщил г-н Глазьев. Штатную численность аппарата комиссии в связи с новыми полномочиями планируется увеличить на 24 человека. Правда, с 1 июля по 1 января 2011 года запланирован переходный этап, в течение которого будут завершены все расследования, начатые национальными органами стран -- участниц ТС, а принятые по ним решения вступят в силу. «Есть общее понимание, что внутри Таможенного союза защитных мер быть не должно. Хотя юридическая база позволяет вводить защитные меры друг против друга даже внутри ТС, администрирование этих мер нереально, так как не будет таможенной границы и контроля», -- высказал мнение Сергей Глазьев. Заявки на проведение новых расследований от хозяйствующих субъектов комиссия Таможенного союза готова принимать уже с 1 июля.
21 мая в Москве на заседании Межгосударственного совета глав правительств ЕврАзЭС будет окончательно утвержден механизм распределения между странами единого таможенного тарифа. Кроме того, предполагается подписание порядка 30 соглашений, которые начнут действовать уже с 1 июля 2010 года.
Не успев вступить в полную силу, единый таможенный тариф уже подвергается корректировкам. В комиссию ТС было подано порядка 15 заявок, по двум-трем решения приняты. По остальным пока ведутся переговоры.
В частности, Белоруссия требует обнуления импортных пошлин на самолеты и всю технику, связанную с их обслуживанием. Россия заняла негативную позицию, мотивируя ее тем, что у нее имеется производство всей линейки гражданских и грузовых самолетов и в рамках ТС страны должны поддерживать прежде всего своих производителей. Пока отечественное авиастроение не будет способно удовлетворить все потребности авиакомпаний стран ТС, предлагается импортировать авиатехнику через режим временного беспошлинного ввоза. Сейчас российскими авиаперевозчиками широко используется практика временного ввоза с рассрочкой уплаты ввозных пошлин. Для своих партнеров по ТС Москва готова совсем обнулить пошлины, но настаивает, чтобы срок временного ввоза был ограничен 2015 годом. Однако Минск требует безусловного обнуления пошлины, позицию Казахстана г-н Глазьев назвал более гибкой.
Россия уже столкнулась с проблемой ввоза подержанных иномарок из Европы через Белоруссию. Специальное соглашение определяет, что ввоз подержанных автомобилей физическими лицами остается предметом раздельного регулирования каждой из стран -- участниц ТС. «На эту тему будет готовиться особое межгосударственное соглашение, но, наверное, это займет много времени», -- предположил Сергей Глазьев. Однако в последнее время поток иномарок из Белоруссии приобретает промышленные масштабы. В Белоруссию они ввозятся частными лицами по гораздо более низким ставкам, чем установлены в России, а затем продаются юридическим лицам и уже ими беспошлинно в рамках единого таможенного пространства ввозятся в Россию. «Большой обеспокоенности со стороны российского руководства» г-н Глазьев не наблюдает. «Иначе этот вопрос был бы поднят на комиссии ТС», -- полагает ее ответственный секретарь.
Однако Федеральная таможенная служба РФ уже озабочена этой проблемой. Автомобили, поступающие в Россию из Белоруссии для продажи, должны облагаться импортной пошлиной в полном объеме до достижения сторонами договоренностей в рамках создания Таможенного союза, пояснили 19 апреля РИА Новости в пресс-службе ФТС РФ. Во все структурные подразделения ФТС разослано письмо, в котором говорится, что если в Россию ввозятся автомобили, снятые с регистрационного учета в Белоруссии и при этом декларируется цель ввоза -- продажа на территории РФ, то такие транспортные средства подлежат оформлению с уплатой всех таможенных пошлин и сборов. Однако эта ситуация никак не регулирует случаи, когда подержанные иномарки ввозятся в Россию белорусскими юридическими лицами.
Андрей СУСАРОВ