|
|
N°70, 23 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В шумном платье нуаровом
«Отправь их в ад, Мэлоун!» на московских экранах
Еще до того как мы узнаем из закадрового монолога его историю, бывший частный детектив, а ныне наемный убийца Мэлоун (Томас Джейн) успевает за пять минут уложить выстрелами в упор минимум полтора десятка злодеев. (В том, что именно злодеев, нет никаких сомнений.) Мэлоуну нечего терять: в свое время негодяи убили всю его семью, и теперь он ведет жизнь волка-одиночки, не доверяющего никому, кроме своего огромного, вызывающего подозрения о фрейдистских комплексах револьвера редкой модели Moteba Model 6 Unica да бутылки виски (марка в отличие от градуса неважна). В один далеко не прекрасный момент Мэлоун становится обладателем чемодана, в котором вроде бы нет ничего ценного, но который все равно представляет болезненный интерес для криминального босса Уитмора (Грегори Харрис) и его подручного Боулдера (Уинг Реймс). Параллельно с этим Мэлоун берется помочь красавице Эвелин (Эльза Патки) выручить похищенного брата -- или того, кого она пытается за брата выдать...
На первый взгляд кажется, что Рассел Малкехи (некогда знаменитый австралийский клипмейкер, а потом автор первых двух «Горцев», третьей «Обители зла» и «Тени») справил классический «фильм нуар» -- «черный детектив» из тех, что были в особом почете с конца 30-х до начала 50-х годов и составили славу Хэмфри Богарту, Эдварду Джей Робинсону и Спенсеру Трейси. Но довольно скоро маскировочные покровы спадают (или, вернее, падают вниз, рассеченные непрерывными пистолетными выстрелами), и на свет божий выбирается диковинный гомункулус, похожий на настоящий «нуар» лишь отчасти. В процессе просмотра на ум приходят многочисленные аналоги, по большей части литературные. Это в первую очередь «Грезы о Вавилоне» Ричарда Бротигана и «Макулатура» Чарльза Буковски: в обоих случаях канон «черного детектива» полностью разрушен и деконструирован. Но если Бротиган использует сюжет о неудачливом частном сыщике для отстраненной постмодернистской игры, а Буковски переносит интригу в сферу чистого и почти что священного делирия, то в «Мэлоуне» бал правит дистиллированная и лишенная всяческих рефлексий «нонсенс вульгарис», то есть обыкновенная, ничем не сдерживаемая и отчаянно-заразительная дикость. Это ни в коем случае не пародия (и уж тем более не «пародия», как ее в последнее время понимают в Голливуде), здесь речь идет не о пересмешничестве, а о патологии в острой форме. Все классические персонажи жанра вроде бы налицо, но и Роковая Красотка, и Большой Босс, и Безжалостный Подручный, и Коррумпированный Крунер выглядят и ведут себя в лучших традициях бракованных деревянных футболистов из мультфильма «Необыкновенный матч», а большая часть их поступков и мотиваций вызывает серьезные опасения за психическое здоровье персонажей (или как минимум концентрацию в крови психотропных средств). Достаточно сказать, что одна из главных разборок происходит не где-нибудь, а в доме престарелых, где доживает свой век не вполне вменяемая матушка Мэлоуна (Эйлин Райан, в реальности матушка Шона Пенна и бывшая свекровь Мадонны), и лучшего антуража не сыскать. А скрытый во чреве пресловутого чемодана и явно позаимствованный из хичкоковского арсенала «макгаффин» (то есть предмет, вокруг поисков которого завязывается сюжет, но сам по себе не имеющий значения; «неважно, что это за вещь, главное, что все хотят ее иметь», как формулировал Хичкок), нечто, что являет собой некий «смысл любви», -- оборачивается совсем уж нелепым декоративным слоником (хорошо хоть, что не целым набором фарфоровых). Но страсти вокруг него кипят нешуточные, то и дело оборачивающиеся несовместимыми с жизнью пулевыми ранениями. И сочетание этот дает ни с чем не сравнимый эффект.
Ближе к финалу, правда, «Мэлоун» ни с того ни с сего начинает пытаться во что бы то ни стало быть похожим на позапрошлогоднего «Мстителя» Фрэнка Миллера (самую неудачную на всеобщей памяти попытку скрестить комикс, нуар и иронию), но парадоксальным образом даже заведомо провальные «мстительные» элементы здесь играют и переливаются в неоновом свете, будто настоящие драгоценности. И хотя понятно, что завершающий фильм титр «Продолжение следует» не более чем очередная «фишка», любой вменяемый (или невменяемый, что в данном случае одно и то же) киноман был бы не прочь повстречаться с Мэлоуном еще раз. Если, конечно, к тому времени он окончательно не слетит с катушек и не начнет представлять реальную опасность не только для своих экранных партнеров, но и для зрителей.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ