|
|
N°129, 22 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бои на ринге становятся безопасным
На пресс-конференции в Перми президента Международной ассоциации любительского бокса (АИБА) Анвара ЧАУДРИ журналистов особенно интересовала его оценка работы судейского корпуса и грядущие изменения весовых категорий. Но прежде чем ответить на их вопросы 76-летний профессор из Пакистана подвел итоги пермского турнира.
-- Для нас важно, что здесь не было подано ни одного протеста, а врачи оказывали помощь участникам всего дважды. Минимальное количество травм -- свидетельство прогресса, достигнутого любительским боксом за последние 14 лет, когда был взят курс на обеспечение максимальной безопасности спортсменов. Той же цели подчинена современная формула боя, когда рефери останавливает поединок, как только преимущество одного из соперников достигает 15 ударов. Да, она не устраивает многих специалистов и зрителей. Однако мы вынуждены были пойти на изменения, ибо в противном случае бокс реально могли исключить из олимпийской программы. Вспомните, как еще недавно нокдаунами и нокаутами заканчивалась четверть встреч на крупнейших соревнованиях, а многие судейские решения вызывали недовольство среди болельщиков.
Теперь благодаря принятым мерам травматизм на ринге снизился многократно. Как результат -- заметно возросла популярность бокса среди молодежи и даже женщин, которые участвовали в прошлом году в своем первом чемпионате мира. Но так было не всегда, а взрыв возмущения пришелся на Олимпиаду-88, когда в финальном поединке между американцем и южнокорейцем победу, вопреки здравому смыслу, присудили первому. Тогда под влиянием общественного мнения президент МОК Самаранч заявил, что при нынешнем положении в судействе присутствие этой дисциплины в программе Игр может быть пересмотрено. Для меня это стало вызовом и сигналом к решительным переменам. Точнее, мы провели мини-революцию в экипировке и изменили правила соревнований.
Что же до формулы боя, то она напрямую связана с электронным судейством. В конце 80-х годов я при поддержке руководителей советского спорта разработал принципиально новую схему определения победителей. С тех пор она постоянно совершенствуется, а лучшей оценкой для нас стали итоги Олимпиады-2000, где в адрес судейского корпуса не прозвучало никаких нареканий. Тем не менее судьи способны «сплавить» любого боксера и при электронном судействе. Во избежание подобных инцидентов я устанавливаю на соревнованиях так называемую шпионскую камеру, направленную на пятерку арбитров вокруг ринга. Если кто-то фиксирует удар, когда соперники находятся на расстоянии друг от друга, это верный признак того, что судья настроен предвзято. Окончательно же все тайное становится явным после обнародования судейских записок. Например, при счете 4:1 конкретный человек не просто признает сильнейшим проигравшего спортсмена, но и дает ему победу с разницей в десять ударов. Таких мы сразу дисквалифицируем и, кстати, в Перми отстранили от судейства восьмерых. А скоро контроль за работой арбитров ужесточится благодаря... зрителям. АИБА разработала портативное устройство, позволяющее болельщикам фиксировать нанесенные участниками удары с тем, чтобы затем сопоставить собственные выводы с судейским вердиктом.
К сожалению, не от нас зависит проведение и в будущем турниров в двенадцати категориях. И вновь нам диктует условия МОК. На сей раз оттуда поступила команда сократить их количество до одиннадцати с тем, чтобы на Играх-2004 выступало на 26 боксеров меньше. Этот вопрос будет решен на конгрессе АИБА 31 октября в Каире.
Беседовал Валерий РАДЖАБЛИ, Пермь