|
|
N°129, 22 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аты-баты, ушли солдаты
Американизация грузинской армии сопровождается конфузами
Сегодня в палаточный лагерь минобороны на полигоне Яглуджа вблизи Тбилиси из Западной Грузии прибудут свыше двухсот кандидатов в батальон «Командо». С 27 августа это подразделение начнут готовить американцы в рамках оцениваемой в 64 млн долларов программы «Обучи и оснасти». Первые 365 претендентов уже приступили к полевым учениям. Через месяц предстоит выбрать 400 лучших, с которыми заключат трехлетний контракт. Всего предстоит подготовить четыре контртеррористических батальона общей численностью свыше 1700 военнослужащих.
Нет сомнений, что сборы в Яглудже будут носить рекламный оттенок. В последнее время в Тбилиси много говорят о возможном срыве американской программы из-за недобора кандидатов в батальоны. Самый громкий скандал случился в минувшую пятницу, когда из-за несогласия с кадровой политикой минобороны рапорты об увольнении написали 102 офицера и прапорщика из элитных подразделений -- тех, кто должен пройти американскую программу. В их числе 32-летний вице-полковник (подполковник) Николай Джанджгава, менее месяца назад вернувшийся после обучения из США и получивший должность исполняющего обязанности командующего сухопутными войсками и координатора программы «Обучи и оснасти».
Менее всего столь «неадекватного поведения» ожидали в минобороны именно от него. Впрочем, то, что называют в военном ведомстве «неадекватным поведением» и несанкционированным распространением служебной информации, с точки зрения самого Джанджгавы -- позиция честного офицера, который «не намерен служить в армии, где судьба каждого конкретного солдата никого не волнует». Его единомышленники «устали пробивать стену непонимания», сказал на прощание теперь уже бывший командующий сухопутными войсками.
В числе его «прегрешений» числится попытка выяснить, как из 11-й Вазианской бригады в июне, перед самым началом на ее территории многонациональных учений НАТО, исчезли 13 танковых пулеметов и 24 радиостанции. Через парламентский комитет по обороне и национальной безопасности он обнародовал данные о том, что в «Командо» идут неохотно и рекрутирование может стать принудительным через военные комиссариаты. А главное, солдата, прежде чем «обучить и оснастить», необходимо одеть, обуть и накормить досыта.
Из 102 офицеров, поддержавших демарш Джанджгавы, после встречи с министром обороны Давидом Тевзадзе остались только трое. Инцидент исчерпан или, скорее, замят. Нет никаких гарантий, что программа американской военной помощи не даст сбои еще на каком-то этапе. Возможно, именно этим объясняется то, что сами американские военные избегают комментариев -- настолько они удивлены происходящим в грузинской армии спустя несколько недель после того, как прибытие в Грузию в конце апреля первых инструкторов стало едва ли не национальным праздником.
Для Грузии американская программа военной помощи как лакмусовая бумажка государственной состоятельности. Советник президента Шалва Пичхадзе сказал газете «Время новостей», что Грузия постепенно становится главным партнером США на Южном Кавказе. «Соединенные Штаты не только выделили в 2002 году свыше 103 млн долл. в помощь Грузии, но и осуществляют беспрецедентную программу военной помощи, -- сказал он. -- США, НАТО видят в Грузии опору в регионе, представителя западных интересов -- в преддверии того, как после Балкан внимание международного сообщества по логике должно обратиться к Кавказу». Но вопрос в том, готова ли Грузия к такому доверию.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси