|
|
N°69, 22 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От Вислы до Москвы-реки
Польское кино всю неделю будут показывать в кинотеатре «Художественный»
Сегодня в Москве открывается уже третий по счету фестиваль польского кино «Висла». Делает его та же команда, что проводит в Польше большой фестиваль русского кино «Спутник». В этот раз в Москву привезли представительную программу современного польского кино -- 13 конкурсных картин, оценивать которые будут зрители и профессиональное жюри кинокритиков. Но есть еще несколько ознакомительных программ: документальное, анимационное кино, фильмы о Шопене и, конечно, «Катынь» Анджея Вайды (решение об этом сеансе было принято задолго до того, как его показали по российскому ТВ).
Откроется «Висла» картиной Малгожаты Шумовски «33 сцены из жизни». Этот фильм, снятый в 2008 году, получил в Локарно спецприз жюри (тот самый, что годом позже достался Алексею Мизгиреву за его «Бубен-барабан»), что стало особой гордостью для поляков, не избалованных международными наградами, и собрал почти все национальные премии 2009 года. У нас его уже показывали в прошлом году на фестивале «Завтра».
Поначалу планировалось, что фильмом открытия станет «Все, что я люблю» Яцека Борцуха, участник фестиваля в Санденсе, новое кино о молодости и бунте (его действие происходит в 1981 году, когда до свободы было еще далеко, но ее уже очень хотелось). Однако после трагической гибели польской делегации во главе с президентом в авиакатастрофе организаторы решили, что музыкальная драма про секс, свободу и рок-н-ролл будет неуместна на церемонии открытия, окрашенной в траурные тона. Фильм же Шумовски, где речь идет о переживании смерти близких и поисках поддержки и участия, окажется куда более подходящим.
Организаторы фестиваля особо подчеркнули, что хотели бы посвятить его в этом году своему большому другу -- погибшему под Смоленском госсекретарю польского министерства иностранных дел Анджею Кремеру, очень много помогавшему и «Висле», и «Спутнику». При его участии на разбившемся самолете должны были быть доставлены в Россию и копии фильмов для фестивального показа. Теперь зрители увидят фильмы не с пленки, а с дисков.
Те, кто приедет в эти дни в кинотеатр «Художественный», где будут происходить показы, увидит самое разное, но, безусловно, очень любопытное кино. Фильм «33 сцены из жизни» -- картина действительно печальная: ее героиня, фотограф Юлия, неожиданно для себя сталкивается со смертью близких людей и начинает понимать, что трагическое составляет необходимую и неизбежную часть жизни. Ей (как и большинству современных зрителей, ее ровесников) не хочется взрослеть, но приходится.
В пятницу в программе картины «Плохой дом» Войцеха Смажовски и «Меньшее зло» Януша Моргенштерна. Оба фильма возвращают зрителя во времена социалистической Польши, что, похоже, для польского кино очень характерно: это время больших конфликтов и драматических страстей.
В «Плохом доме» на фоне вялотекущего милицейского расследования режиссер разыгрывает настоящий триллер в духе толстовской «Власти тьмы», где корыстные и невежественные крестьяне запутываются в кровавых преступлениях. Это смесь фильма ужасов с производственной драмой -- милиционеры пьют, врут, начальство озабочено сокрытием грешков, у всех свои заботы, а главный подозреваемый, заезжий деревенский зоотехник, становится жертвой ужасного недоразумения.
Фильм «Меньшее зло» -- подробная психологическая драма юного филолога, возомнившего себя писателем. Но при коммунизме поэт -- это куда более важная роль, чем сейчас. Творчество героя становится толчком для неожиданного карьерного роста, ему надо выбирать между спокойной жизнью под покровительством партии или становиться оппозиционером. И неожиданно герой решает, что роль бунтаря ему выгоднее. Вот только чтобы обеспечить себе достойное его честолюбия место, приходится пожертвовать кое-чем существенным.
В субботу можно увидеть фильм Вальдемара Кшистека «Малая Москва», имевший очень большой успех в Польше в прошлом году, показанный у нас на ММКФ, а потом и по телевидению. Мелодрама в стиле ретро: 60-е годы, советские войска в Польше, жесткая политика, запрет на личное общение, но любовь не спрашивает паспортов, красавец поляк влюбляется в жену советского офицера, трагедия неизбежна...
В субботу же показывают картину «Польско-русская война». Несмотря на название, тут нет никакой истории, это самый современный и самый молодой фильм программы. Снял его сын известного польского режиссера Анджея Жулавски -- Ксаверий Жулавски по роману одной из самых модных и ярких писательниц Польши Дороты Масловски, написанному ею в возрасте 19 лет. «Польско-русская война под красно-белым флагом» переведена на многие языки, в том числе вышла и по-русски. Это очень энергичная, сказовая проза, критики сравнивали Масловску с Ирвином Уэлшем и даже с Сэлинджером, книга вышла в Польше 100-тысячным тиражом. А сюжета в ней по сути и нет. Это бесконечный и малоосмысленный монолог главного героя, наркомана Анджея по прозвищу Сильный, в котором он рассказывает про перемешанные в его сознании реальные события, сны, фантазии и прочие порождения затуманенного от постоянного употребления алкоголя и других, более сильнодействующих веществ мозга. Это довольно ядовитая и безжалостная сатира на польское общество, на его ксенофобию, обидчивость и податливость соблазнам массовой культуры.
Надо отдать должное постановщику, эта дикая смесь на экране передана азартно и с драйвом. Большая заслуга в этом исполнителя главной роли -- Бориса Шыца.
Впрочем, современная Польша представлена на фестивале вовсе не только в бреду наголо бритого амфетаминщика. В картине «Ноль» Дариуша Яблоньски перед зрителем проходит панорама жизни большого города -- с офисами, больницами, автомобилями, порностудиями, супермаркетами, квартирами, -- где все связаны со всеми сотнями незаметных нитей и поступки одних вызывают необратимые изменения в жизни других...
В фильме «Клубничное вино» Павла Боровски, напротив, действие увязает в глубокой провинции, так далеко от настоящей жизни, что ничего тут не меняется веками: все так же мужчины собираются в пивной охотнее, чем в храме, так же влюбляются все вместе в диковатую заезжую красотку и, как обычно, в холостяцком одиночестве встречают Рождество, пока однажды большие страсти не придут в их тихий уголок...
Уже по первым трем дням программы понятно, что у московских зрителей есть выбор. К тому же параллельно основному конкурсу идут и другие показы, где есть смысл посмотреть по крайней мере программу «На Лодзи по Висле», составленную из лауреатов польского фестиваля анимации, а также документальные фильмы -- «Химию» Павла Лозински (про переживания пациентов отделения химиотерапии) и оригинального и смешного «Кролика по-берлински» Бартека Конопки (про кроликов, живших в нейтральной зоне между Западным и Восточным Берлином)...
Фестиваль продлится до 29 апреля и завершится торжественным вручением призов на заключительной церемонии. Фильмом закрытия обещан «Аир» знаменитого Анджея Вайды, который сам лично посетит фестиваль в эти дни.
Алена СОЛНЦЕВА