|
|
N°129, 22 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атомные авиалинии
Две Кореи открыли прямой рейс для строителей АЭС
Состоявшийся в субботу пробный рейс северокорейского пассажирского самолета в южнокорейский аэропорт Янъян стал отрадным событием после цепочки склок и инцидентов, омрачающих и без того непростые отношения между Пхеньяном и Сеулом. Сам по себе перелет гражданского лайнера с Севера на Юг или наоборот уже не является громкой сенсацией -- в Пхеньян на «Боинге» летал южнокорейский лидер Ким Дэ Чжун, а северокорейский Ил вывозил с Юга участников встреч разделенных войной семей. Однако теперь две Кореи вплотную приблизились к тому, чтобы начать регулярное авиационное сообщение.
Принадлежащий северокорейской авиакомпании «Коре Хангон» самолет Ту-134 с 14 членами экипажа добирался из Хамхына в Янъян более полутора часов. Чтобы лететь как можно дальше от разделяющей две Кореи демилитаризованной зоны, лайнер совершил крюк длиной более чем в 900 км. После 50-минутной стоянки самолет отправился назад, забрав восемь южнокорейских экспертов-ядерщиков, участвующих в работе над международным проектом по строительству в КНДР двух гражданских реакторов на легкой воде.
Предполагается, что новая авиалиния будет использоваться исключительно для перевозки рабочих и материалов в интересах консорциума КЕДО, ведущего стройку в районе Хамген-Намдо на восточном побережье КНДР. Ранее технический персонал добирался до места работы на зафрахтованном КЕДО пароме, курсирующем раз в неделю между портами Сокчхо на Юге и Синпхо на Севере. Воздушный путь был долгим и кружным -- через Пекин в Пхеньян и далее наземным транспортом. Решение открыть прямой рейс было принято в конце прошлого года вслед за утверждением давней договоренности между властями КНДР и КЕДО, окончательные детали были согласованы в ходе переговоров официальных представителей двух Корей в конце апреля -- начале мая.
Первоначально пробный рейс намечали на 10 июля, но произошедший 29 июня в Желтом море вооруженный инцидент поставил реализацию плана под вопрос. В начале июля официальный Сеул заявлял о желании отложить открытие прямого рейса из-за общественного недовольства действиями КНДР, приведшими к гибели южнокорейского патрульного корабля и четырех моряков. Южнокорейские чиновники намекали, что открытие воздушного сообщения станет возможным лишь в августе или даже в сентябре. Однако Пхеньян по-прежнему был преисполнен решимости начать полеты в интересах КЕДО по согласованному ранее графику, из-за чего Сеул оказался в сложном положении. Южнокорейским властям очень хотелось «наказать» КНДР за неблагодарное отношение к политике «солнечного тепла». Однако срыв по вине Юга реализации конкретного плана сотрудничества с трудным партнером выглядел бы предельно глупо на фоне постоянных сетований Сеула о «глухоте» Пхеньяна к мирным инициативам южан.
В итоге южанам удалось подавить амбиции, открытие авиасообщения затянулось лишь на неделю. Хотя график будущих рейсов еще не объявлен, стороны работают над тем, чтобы полеты на стареньком Ту советского производства были для атомщиков максимально комфортными. Ожидается, что в будущем самолету будет позволено лететь ближе к демилитаризованной зоне, что позволить сократить маршрут до 630 км, а время полета -- до одного часа.
Начиная с будущего года официальный Сеул начнет расплачиваться с корейскими банкирами по кредитам бывшему СССР. В 1991 году при президенте Ро Дэ У десять банков ссудили Кремлю 1 млрд долл., при этом 90% суммы покрывалось государственной гарантией -- фактически это было благодарностью Горбачеву за установление дипотношений с Южной Кореей. За десятилетие сумма набежавших процентов составила дополнительные 690 млн долларов. Южнокорейское министерство финансов и экономики хотело бы получить эти деньги у правительства России, однако, по словам некоего высокопоставленного чиновника, проходившие в июне двусторонние переговоры зашли в тупик. Москва потребовала списать от 35 до 40% основного долга и всей суммы процентов с увеличением периода выплаты долга с 19 до 23 лет. Одновременно Россия указала на необходимость политического решения проблемы долга, организованного Сеулом для сближения с бывшим СССР. Газета «Чосон ильбо» жестко потребовала, чтобы Ро Дэ У извинился перед народом за небрежное расходование денег налогоплательщиков, назвав «бессмысленными» попытки российского правительства «повышать голос в адрес Кореи, не выплатив своих долгов». «Чунан ильбо» призывает к терпению и утешает тем, что получение российских долгов «не является невозможным», -- их можно обменять на активы или реструктурировать, «ускорив выход корейских компаний на российский рынок и передачу передовых российских технологий в Корею».
Александр ЛОМАНОВ