Время новостей
     N°67, 20 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.04.2010
Рекордные отступные
Toyota готова выплатить 16,4 млн долларов, не признавая своей вины
Японский автопроизводитель Toyota Motor вчера объявил о согласии выплатить рекордный для отрасли штраф 16,4 млн долл. Такую сумму потребовало правительство США, обвинив концерн в намеренном сокрытии дефектов выпускаемых машин, вызвавших впоследствии их массовый отзыв. Размер штрафа Toyota согласно законодательству США является максимально возможным для автокомпаний.

"Мы согласны добровольно выплатить штраф во избежание длительных споров и законодательных санкций. Это поможет нам больше внимания уделять системе качества на производстве и позволит выпускать более безопасные и надежные автомобили", -- говорится в официальном сообщении корпорации. Вместе с тем своей вины Toyota до конца не признает, а лишь «сожалеет», что министерство транспорта США приняло решение о взыскании такого штрафа. «Мы признаем, что мы должны были быть более открытыми и предоставлять больше информации о деятельности компании, однако мы не пытались скрыть дефекты», -- отмечается в сообщении концерна.

Штраф был наложен в начале апреля, и вчера истек срок, в течение которого руководство Toyota должно было согласиться на выплату штрафа. Альтернативой такому решению корпорации могло стать судебное разбирательство по иску правительства. «Выплатив полностью штраф, Toyota все-таки признает свою ответственность за утаивание дефекта... в нарушение законодательства», -- цитирует агентство France Press слова представителя американского правительства. Таким образом, корпорации вряд ли удастся избежать рассмотрения гражданских исков, уже поданных в большом количестве в США.

В августе 2009 года в Калифорнии произошла авария, вызванная дефектом конструкции педали газа и закончившаяся гибелью четырех человек. Внимание СМИ к этой аварии заставило компанию признать дефекты сразу у нескольких моделей и начать массовый отзыв машин по всему миру.

Сначала Toyota отозвала в США 3,8 млн моделей Lexus, Camry, Avalon, Prius, Tacoma, Tundra из-за того, что «соскальзывающий коврик блокировал в нажатом положении педаль газа». А в конце января 2010-го Тoyota сообщила, что педаль газа может заедать еще у 2,3 млн автомобилей, но уже не из-за ковриков, а из-за дефекта привода акселератора, который «со временем становится сложно нажимать, он медленнее возвращается в исходное положение или в худшем случае застревает». В результате в список отзываемых попали три модели из прошлой акции (Avalon, Camry и Tundra) и пять новых -- RAV4, Corolla, Matrix, Highlander и Sequoia. Причем на сей раз это коснулось не только американского рынка, но и европейского (отозвано 1,8 млн штук) и китайского (750 тыс.). Тогда компания прогнозировала, что в будущем акция может охватить Латинскую Америку, Африку и Ближний Восток. Всего по миру по разным причинам концерн отозвал более 9 млн машин, что превысило годовой объем продаж прошлых лет (в 2009 году -- 7,81 млн, а в 2008-м -- 8,97 млн штук).

По данным министерства транспорта США, Toyota получила информацию о потенциальных проблемах с педалью газа еще 29 сентября 2009 года, однако на территории США корпорация объявила об отзыве автомобилей только в январе 2010-го. Впрочем, как утверждают в Toyota, дилеры были предупреждены о вскрывшихся недостатках автомобилей еще в 2007 году. «Если половое покрытие неправильно установлено и закреплено, оно может сместиться и помешать работе педалей во время езды, что может привести к аварии», -- такие сообщения компания отправила 1,5 тыс. своих дилеров. Похожий документ был разослан и в 2008 году, в нем речь шла об опасности, которую несет неправильная установка ковриков на моделях Camry, Corolla, Matrix, Sienna, Tundra, Sequoia и Land Cruiser. Не осталось в стороне и национальное управление по безопасности движения автотранспорта США (NHTSA) -- в 2007 году оно выпустило «рекомендации для потребителей» из шести параграфов, где говорилось о том, что владельцам Camry и Lexus ES 350 стоит поменять всесезонные коврики для того, чтобы избежать «неконтролируемого ускорения автомобиля». NHTSA также советовало владельцам гибрида Prius и седана Avalon убедиться в том, что коврики установлены правильно. Однако в сообщении ни слова не говорилось о потенциальной опасности аварии или угрозе для машин Toyota и Lexus.

Ирина ЦЫРУЛЕВА