|
|
N°67, 20 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Олимпстрой без кавычек
Инспекция МОК впервые увидела в Сочи реальное строительство
Всю минувшую неделю российский курорт Сочи, в котором наконец развернулись беспрецедентные по своим масштабам работы, связанные с подготовкой города к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года, инспектировали специалисты Международного олимпийского комитета (МОК). Сначала ситуацию изучали и оценивали эксперты МОК, затем координационная комиссия МОК «Сочи-2014», возглавляемая знаменитым горнолыжником, олимпийским чемпионом Жан-Клодом Килли и исполнительным директором комитета Жильбером Фелли. Главные опасения пока вызывает ситуация со строительством отелей для размещения гостей Олимпиады.
Это была уже третья инспекция Сочи, проведенная специалистами МОК. Как и две предыдущие, она проходила в закрытом для прессы режиме. Килли и Фелли пообщались с журналистами только на итоговой пресс-конференции, устроенной в одной из гостиниц поселка Красная Поляна. Описывая то, что они увидели в городе, Жан-Клод Килли и Жильбер Фелли опять говорили о значительном прогрессе в подготовке курорта к Играм и о том, что уезжают домой совершенно удовлетворенными, нисколько не сомневаясь: за четыре года, оставшиеся до Олимпиады, в Сочи будет построено все.
Но если в мае прошлого года специалисты МОК разглядывали на курорте огороженные участки с вбитыми в землю колышками, сейчас они впервые увидели действительно масштабные стройки, которые в совокупности, по словам г-на Килли, являются самым крупным строительством в Европе.
Как известно, в Сочи до сих пор не было ни спортивных сооружений, ни инфраструктуры, соответствующих олимпийскому уровню. Практически все, что необходимо для успешного проведения Игр, в этом городе создается с нуля. Всего устроителям сочинской Олимпиады -- а в их числе российские федеральные власти, госкорпорация «Олимпстрой», администрация Краснодарского края и города Сочи и оргкомитет «Сочи-2014» -- необходимо возвести 235 объектов транспортной инфраструктуры, энергетики, водоснабжения и канализации, гостиничного хозяйства и т.д. При этом только 13 объектов будут иметь непосредственное отношение к спорту.
По последним уточненным данным, предоставленным «Времени новостей» оргкомитетом «Сочи-2014», на 19 апреля 2010 года можно считать готовой техническую документацию на 67 объектов. На 43 объектах из этого списка уже идут строительные работы. Остальные начнут возводить в ближайшее время. Во второй половине 2010 года строительство в Сочи достигнет пика. Он продлится до конца 2012 года. В это время в городе будут одновременно возводиться все объекты. Этот период организаторы Олимпиады-2014 называют самым тяжелым для курорта, призывая местных жителей с пониманием относиться к трудностям в виде верениц грузовиков и прочей строительной техники, автомобильных пробок, котлованов, грязи, облаков цементной пыли... Сочинцев просят потерпеть, обещая им, что в 2014 году город превратится в курорт, соответствующий самым высоким мировым стандартам.
Сочинский олимпийский проект реализуется в трех кластерах -- прибрежном, горном и городском.
В прибрежном кластере, в Нижнеимеретинской низменности, расположенной в Адлерском районе на южной окраине курорта, строится Олимпийский парк, на территории которого будут находиться ледовые дворцы для проведения соревнований по хоккею с шайбой, фигурному катанию, бегу на коньках, шорт-треку и керлингу. Здесь же возведут огромный, на 40 тыс. зрителей, стадион, где пройдут церемонии открытия и закрытия Игр. В этом же комплексе будут построены Олимпийская деревня, пресс-центр, гостиницы.
Горный кластер -- это окрестности поселка Красная Поляна, расположенного в 50 км от Нижнеимеретинской низменности. Там уже строятся трассы для соревнований по горным лыжам и фристайлу, парк для соревнований по сноуборду, лыжный стадион для соревнований по бегу на лыжах и биатлону. Там же будут построены трамплины для соревнований по прыжкам на лыжах и санно-бобслейная трасса. Все это с соответствующей инфраструктурой: автомобильными и канатными дорогами, своей горной Олимпийской деревней, пресс-центром, гостиницами, ресторанами.
Городской кластер -- территория города Сочи, вписывающаяся в 50-километровый радиус от прибрежного и горного кластера. Здесь в срочном порядке строятся и реконструируются объекты транспортной и инженерной инфраструктуры (автомобильные дороги и развязки, водопроводные, канализационные и электрические сети), ремонтируются жилые здания.
На этот раз инспекторов МОК, по их словам, сильнее всего впечатлило круглосуточное строительство большой ледовой арены для хоккея с шайбой на 12 тыс. зрителей (этот объект сейчас очень похож на римский Колизей: уже готовы в бетоне два этажа здания, и четко видно, где будут трибуны и овал площадки), а также дворца для соревнований по фигурному катанию и шорт-треку в прибрежном кластере. Кстати, после Игр этот дворец, тоже рассчитанный на 12 тыс. зрителей, будет разобран и перевезен в другой город России. Поэтому он возводится из сборных металлоконструкций по уникальному проекту. Впрочем, если говорить о проектах сочинских олимпийских сооружений, они все могут быть названы уникальными, и это считается одним из преимуществ Сочи: стройка с нуля, как неоднократно подчеркивали организаторы Олимпиады-2014, позволяет возвести самые современные объекты.
Инспекторов МОК также очень впечатлило строительство совмещенной автомобильной и железной дороги в долине реки Мзымты. Во время Игр эта трасса будет обеспечивать, как предполагается, очень быструю доставку зрителей и участников соревнований из прибрежного кластера в горный и обратно. Протяженность трассы -- около 50 км. Практически вся она будет состоять из сложных инженерных сооружений -- тоннелей, мостов и эстакад, причем параллельных: одна часть -- для поездов, вторая -- для автомобилей. Это самый сложный и дорогостоящий проект сочинских Игр: его предварительная сметная стоимость -- 230 млрд руб. Ведет строительство дороги ОАО «РЖД».
Кстати, строительство совмещенной автомобильной и железной дороги из прибрежного кластера в горный впечатлило не только инспекторов МОК. Журналисты, проехавшие по долине Мзымты от Адлера до Красной Поляны, тоже были шокированы. По всей долине прямо в реке и по ее берегам -- сотни бульдозеров, экскаваторов, грузовиков, подъемных кранов и других механизмов. На стройплощадках -- тысячи рабочих. Во многих местах над рекой возвышаются опоры эстакад, а кое-где на опорах уже лежат перекрытия. В склонах гор у реки пробиваются тоннели. Штабели из тысяч стволов срубленных деревьев, горы перелопаченной земли и речной гальки. От раньше виденных многими красот долины, входящей в состав охраняемых территорий Сочинского национального парка, от девственных ландшафтов не осталось и следа.
Не случайно на пресс-конференции Жан-Клоду Килли и сопровождавшему руководителей комиссии МОК вице-премьеру Дмитрию Козаку, курирующему олимпийскую стройку в федеральном правительстве, задали вопрос: рассматривались ли в ходе этой инспекции проблемы обеспечения экологической безопасности работ в Сочи, в частности при строительстве совмещенной автомобильной и железной дороги в долине Мзымты?
Как объяснил г-н Козак, сейчас в Сочи реализуется программа экологического сопровождения и мониторинга работ по подготовке города к Играм. Предпринят ряд мер, чтобы обеспечить жесткий экологический контроль. В ходе визита экспертов МОК, по его словам, был отмечен значительный прогресс в решении экологических проблем, прежде всего при строительстве совмещенной автомобильной и железной дороги. «Я с такой оценкой согласен, -- заявил Дмитрий Козак. -- Знаю, сколько усилий предпринимает ОАО «РЖД», чтобы реализовать целый ряд компенсационных мероприятий и минимизировать ущерб природе».
Ответ г-на Килли не был столь радужным. Он сообщил, что некоторое время назад МОК получил отчет о ситуации с экологией в Сочи в связи с олимпийской стройкой, сделанный группой специалистов, работающих по программе ООН по защите окружающей среды. По его словам, «это критический отчет, который тем не менее преисполнен оптимизма». «То, что вы видите в этой долине сейчас, это, может быть, не самое приятное зрелище, -- продолжил Жан-Клод Килли. -- Но очень возможно, что если все будет проводиться правильно, в соответствии с самыми высокими критериями, эта долина в будущем станет более прекрасной, чем была в прошлом...»
Недавно экологи высказали свои опасения, что как раз не все в долине реки Мзымта делается правильно. В частности, директор российского отделения Всемирного фонда дикой природы Игорь Честин заявил, что руководимая им организация выходит из экологического сопровождения олимпийского строительства в Сочи, поскольку рекомендации экологов строителями не выполняются. «Несмотря на создание рабочих групп и координационного совета, куда вместе с экологами вошли представители госкорпорации «Олимпстрой» и подрядных организаций, все наши предложения по строительству олимпийских объектов не реализуются, хотя они раньше получили одобрение», -- возмущался г-н Честин.
По его словам, значительный вред природе наносится не только в долине Мзымты, но и в Нижнеимеретинской низменности, где строится Олимпийский парк. Там, чтобы компенсировать ущерб природе, экологи предлагали создать природный заказник, на территории которого могли бы останавливаться на отдых перелетные птицы. Они всегда использовали эту низменность для остановки во время своих сезонных миграций. В заказнике можно было бы сохранить уникальную и эндемичную, занесенную в Красную книгу России растительность. Но эта идея, как считает г-н Честин, фактически провалилась.
Интересно, что как раз накануне инспекции Сочи комиссией МОК в городе были обнародованы результаты анализов проб воды, взятых экологами в разных местах реки Мзымта. Предельно допустимые значения загрязнения воды нефтепродуктами превышены в несколько раз. Кроме того, в воде обнаружен в высокой концентрации мышьяк, что, как убеждены экологи, является прямым следствием масштабного строительства: оказались вскрытыми подземные залежи руд, содержащих вредные и даже ядовитые вещества. По этому поводу общественность Сочи начинает выражать тревогу: на Мзымте находятся основные сочинские водозаборы, и именно эта река снабжает питьевой водой более половины курорта.
На пресс-конференции руководителей координационной комиссии МОК и вице-премьера РФ Дмитрия Козака журналисты поинтересовались, как будет обеспечиваться защита Игр в Сочи от террористической угрозы. Понятно, что этот вопрос был вызван недавними взрывами в московском метро. Г-н Козак сообщил, что разработана концепция обеспечения безопасности Олимпиады-2014, подготовлен соответствующий план мероприятий и он уже реализуется. Кроме того, подготовлен указ президента РФ, предусматривающий конкретные меры и ограничения, цель которых -- обеспечение безопасности и охраны общественного порядка непосредственно во время проведения Олимпиады в Сочи. В ближайшее время, по словам г-на Козака, этот указ будет подписан. «Мы сможем надежно оградить сочинские Игры от любых преступных посягательств, в том числе и от террористической угрозы», -- заявил Дмитрий Козак.
В свою очередь г-н Килли сообщил, что позиция МОК в вопросах обеспечения безопасности Олимпийских игр «очень простая» -- «мы доверяем властям конкретной страны». Но при этом эксперты МОК «постоянно отслеживают ситуацию».
На прошлой неделе в Сочи состоялось очередное заседание общественного совета по подготовке города к проведению Олимпиады, которое было посвящено вопросам безопасности. На нем тоже много говорилось о защите от террористической угрозы, но членов совета больше волновала другая проблема: сейчас в Сочи на олимпийских стройках работает порядка 16 тыс. рабочих, приехавших на курорт из других городов России и из стран СНГ. К концу года число приезжих строителей возрастет, как предполагается, до 50 тыс. И это, по мнению председателя общественного совета, генерального директора ИТАР-ТАСС Виталия Игнатенко, может стать причиной многочисленных конфликтных ситуаций между сочинцами и приезжими рабочими. Ведь уже сейчас, по словам эмоционально выступившего на заседании совета главы администрации Центрального района Сочи Ивана Савина, проживающего в частном доме в Адлере, в непосредственной близости от олимпийских строек, «по городу ходят группы голодных рабочих, которые, того и гляди, перелезут через забор и украдут курицу...».
Эти слова были подтверждены и информацией, которой позже поделился с журналистами начальник управления «Сочи-2014», созданного при МВД РФ, генерал-майор милиции Леонид Гербановский: в Адлерском районе Сочи зафиксирован рост преступности, и связан он с прибытием в город на олимпийские стройки большого числа рабочих.
На пресс-конференции руководителей координационной комиссии МОК на этот раз прозвучали и опасения. Жан-Клод Килли очень осторожно и деликатно выразил определенную озабоченность тем, что до сих пор в Сочи нет ясности, где и как будут расселяться тысячи участников и гостей Олимпиады. Всего на курорте к Играм должно быть обеспечено 42 тыс. мест в гостиницах, не считая мест в Олимпийских деревнях в прибрежном и горном кластере. Но до сих пор проекты по строительству отелей не реализуются. Известно, что нет инвесторов, готовых вкладывать средства в это строительство. Не получил отклика и призыв премьер-министра РФ Владимира Путина главам государств СНГ, предлагавшего им построить по гостинице от каждой страны в сочинском Олимпийском парке. Но и в этом вопросе г-н Килли остается оптимистом. Он выразил уверенность, что проблема будет разрешена уже к следующей инспекционной поездке координационной комиссии МОК в Сочи, которая намечена на октябрь. Теперь в соответствии с регламентом МОК столицу Олимпиады-2014 будут инспектировать дважды в год.
Игорь ГЛАНИН, Сочи