|
|
N°67, 20 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пламенный протест
Авиакомпании требуют от чиновников забыть о вулкане и разрешить полеты
Воздушное сообщение в Европе будет восстанавливаться поэтапно с сегодняшнего дня. Такое решение приняли министры транспорта 27 стран Евросоюза на прошедшей вчера видеоконференции. Власти находятся под сильным давлением авиакомпаний, несущих колоссальные убытки и требующих скорейшего восстановления нормальной деятельности. Проблема заключается в том, что среди ученых нет согласия насчет того, какую концентрацию вулканического пепла в атмосфере можно считать безопасной для современных самолетов.
Для возвращения застрявших за границей сограждан власти некоторых стран принимают по-настоящему решительные меры. Правительство Великобритании посылает во Францию военные суда, в том числе авианосец. Эти силы должны переправить через Ла-Манш англичан, не способных вернуться домой из Франции по воздуху.
Воздушное пространство России по-прежнему открыто, хотя «Росгидромет» сообщил вчера о присутствии пепла в атмосфере над огромной частью территории страны -- от Кольского полуострова и Якутии до Татарстана и Краснодарского края. Правда, зона распространения пепла все же сокращается, уточнил «Росгидромет», а «концентрации взвешенных веществ, диоксида серы и фтористого водорода в атмосферном воздухе не превышают предельно допустимые».
«Аэрофлот» вчера возобновил полеты в «открывшиеся» пункты Европы -- Вену и Прагу, а также поставил более вместительные самолеты на Калининград, чтобы подобрать россиян, которые самостоятельно проберутся из соседних европейских стран в российский анклав.
Однако длинная рука вулкана Эйяфьядлайокудль портит жизнь российским путешественникам и в таких отдаленных местах, где рассчитывать на помощь «Аэрофлота» им не приходится. РИА Новости сообщило вчера, что афганская компания Ariana отменила рейс Кабул--Москва, бросив его пассажиров, в том числе восемь россиян, без всякой поддержки. Обидно, что при этом представители компании сослались на якобы закрытый аэропорт Шереметьево. Это неправда, Шереметьево, как и остальные аэропорты России, вчера работал. Еще обиднее, что рейс Кабул--Москва Ariana выполняет раз в неделю. По утверждению РИА Новости, афганцы отправили пассажиров на все четыре стороны «без воды, питания и размещения в гостиницах», посоветовав «почаще звонить в офис» авиакомпании и справляться, будет ли в ближайшее время рейс на Москву.
Всего из-за извержения исландского вулкана совет «чаще позванивать» уже получили 6,8 млн пассажиров. Во столько европейские власти оценивают число людей, чьи планы воздушных путешествий по Европе, из Европы в другие части света или оттуда в Европу оказались нарушены с середины прошлой недели.
Вчера воздушное сообщение на континенте начало постепенно восстанавливаться после нескольких дней практически полного паралича. Как сообщило Европейское агентство по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль), на 19 апреля было запланировано 8--9 тыс. рейсов, то есть примерно треть от обычно выполняемых ежедневно 28 тыс. рейсов.
Некоторые страны начали открывать свое воздушное пространство для отдельных специальных операций. Так, власти Германии разрешили авиакомпании Lufthansa «вернуть домой» около 50 ее самолетов, застрявших в разных частях света, а заодно привезти 15 тыс. оставшихся там же пассажиров. В конце дня крупнейший в Германии аэропорт Франкфурт-на-Майне был открыт для обычных полетов. Из российских компаний первый рейс туда совершила «Трансаэро».
Вчера министры транспорта 27 стран Евросоюза провели телеконференцию по борьбе с воздействием вулкана на авиацию. Сам факт организации этого мероприятия через несколько дней после того, как проблема возникла, а также предыдущие действия властей ЕС вызвали жесткую критику со стороны авиаперевозчиков.
«Этот кризис стоит авиакомпаниям не менее 200 млн долл. упущенных доходов в день, а европейская экономика теряет миллиарды долларов. В свете таких тяжелых экономических последствий просто поверить невозможно, что европейским министрам транспорта потребовалось пять дней, чтобы организовать телеконференцию», -- заявил вчера генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни. Он фактически назвал европейских авиационных чиновников перестраховщиками: «Это означает, что правительства не взяли на себя ответственность принимать ясные решения, основанные на фактах».
Немецкие авиакомпании также протестовали против того, что решения о запрете на полеты в Германии принимается на основе компьютерного моделирования. Они потребовали проведения более точных физических исследований. Глава Lufthansa Вольфганг Майрхубер заявил, что на основании испытательных полетов, совершенных вчера, специалисты его компании пришли к заключению, что содержание вулканического пепла в атмосфере незначительно и не представляет собой никакой угрозы для самолетов. Пилоты Air France, KLM и Austrian Airlines также провели экспериментальные полеты и получили такие же обнадеживающие результаты. Однако высокопоставленный западный дипломат на условиях анонимности сообщил агентству AP, что вчера четыре истребителя F-16 НАТО прошли через облако, и в результате двигатель одного из самолетов был серьезно поврежден образовавшейся в нем стекловидной массой.
«Сейчас нет согласия насчет того, что считать приемлемым уровнем пепла в атмосфере», -- заявил пресс-секретарь Европейского агентства авиационной безопасности Даниель Хельтген.
"Мы договорились начать открывать воздушное пространство над Европой начиная с 08.00 вторника поэтапно и определить три корридора для воздушного сообщения", - сообщил министр развития Испании Хосе Бланко в Мадриде после видеоконференции.
Михаил КУКУШКИН