Время новостей
     N°67, 20 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.04.2010
Ничего нового
Объявлены лауреаты «Инновации-2009»
Церемония награждения лауреатов V всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» прошла в выставочном пространстве Baibakov Art Projects на территории полузакрытой ныне фабрики «Красный Октябрь». Премия «Инновация» для нас феномен уникальный. Учреждена она была в 2005 году Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства как знак официального признания contemporary art, причем во всех его проявлениях. И в отличие от своих конкурентов, частной премии Кандинского и артистического междусобойчика «Соратник», отмечает не только художников и отдельные произведения, но и кураторские проекты, в том числе региональные (что очень важно!), искусствоведческие публикации, а также меценатов и культуртрегеров, внесших «творческий вклад в развитие современного искусства». Так что, несмотря на многочисленные нарекания в адрес организаторов, экспертного совета и жюри (хоть там никогда не было людей случайных и некомпетентных), звучащие все пять лет существования «Инновации», ее авторитет бесспорен.

Тем интереснее каждый раз узнавать список лауреатов в атмосфере театрализованного шоу -- с музыкой и видеоэкспериментами. В этот раз за медиааттракционы отвечали Павел Лабазов и Александр Лабанов, играли оркестр Ираиды Юсуповой и ударник Владимир Тарасов, общую режиссуру (прямо скажем, невидимую глазу) осуществил Михаил Ефремов. Бывали церемонии и поживее.

О конкурсе этого года мы уже писали в связи с выставкой его номинантов, которая открылась в ГЦСИ (см. «Время новостей» от 9 апреля) и продлится до 2 мая, так что любой желающий может сравнить свои впечатления с решениями знатоков. Перейдем к этим решениям. Уже на вернисаже начались коллективные сочувствия жюри, настолько насыщенным и сильным оказался в этом году список конкурсантов. Всякий выбор в любой номинации оказался бы парадоксальным образом бесспорным и одновременно вызывающим недоумение: «А этот, эта, то чем хуже?!» Но международная команда экспертов -- куда деваться? -- вынесла свои вердикты.

В главной номинации «Произведение визуального искусства» 250 тыс. руб. получил живущий в Москве украинский фотограф и видеоартист Сергей Братков за эффектную инсталляцию «Балаклавский кураж», показанную в галерее «Риджина» в рамках прошлой столичной биеннале. Документальные съемки хлопцев, отчаянно сигающих с причала в воды бухты, дно которой представляет собой склад металлолома (был в Балаклаве, знаю), удачно дополнены стоящими перед экраном настоящими устрашающими железяками. Это жесткая, но одновременно очень лирическая работа, ностальгия стареющего мэтра по юношеской рискованности и раскованности. Главное -- абсолютно понятная и неподготовленному зрителю, что важно для государственной по сути премии (хоть есть у нее и частные спонсоры, компании Unident и «Горизонт»).

Жаль, конечно, что за бортом осталась, например, книга «Коллективные действия. Поездки за город. 6--11», второй том документации акций ставшей легендой московского концептуализма группы, который подводит итог ее 23-летней деятельности. «Перед нами не столько книга, сколько полноценный артефакт, собственно художественное произведение», -- как справедливо утверждает аннотация в каталоге конкурса.

Зато бессменный лидер и идеолог «КД» Андрей Монастырский победил в номинации «Теория, критика, искусствознание» (150 тыс. руб.) уже с персональным сборником «Эстетические исследования» -- бесценным источником фактических и философических знаний для того, кто хочет хоть как-то разобраться в эзотерических практиках гуру российского современного искусства, затворника, невидимо присутствующего в нашей художественной (и литературной, ибо Монастырский -- поэт не из последних) жизни уже несколько десятилетий.

Лучшим кураторским проектом (200 тыс. руб.) признана междисциплинарная, сложно устроенная, избыточная, но безумно увлекательная выставка «Кудымкор -- локомотив будущего». Куратор Екатерина Деготь и художник Леонид Тишков рассказывают историю П.И. Субботина-Пермяка. Провокатор и парадоксалист Деготь снова пытается бороться с музеем как кладбищем архивных ценностей на его же территории, представляя вроде бы вполне академическую историю про забытого пропагандиста «нового искусства»1920-х годов, устроившего художественную коммуну в родном селе в Прикамье в форме тотальной инсталляции с привлечением и мемориальных предметов, и тишковской современной графики, и передового дизайна. Безусловно, несмотря на удаленность во времени деятельности главного героя экспозиции, это проект современного искусства, но споры могут возникнуть лишь по поводу номинации. Ведь изначально он готовился двумя москвичами для Пермской государственной художественной галереи с привлечением местных материалов -- и там был показан впервые до московских гастролей на «Винзаводе» в прошлом году. Так что естественно было бы победить ему в секции «Региональный проект».

Правда, тогда проиграл бы создатель VIII красноярской музейной биеннале «Даль» Сергей Ковалевский (ему причитается 150 тыс. руб.). Биеннале, старейшую в России, давно надо было поощрить: из традиционного смотра музейных достижений и узкопрофессионального слета музейщиков она превратилась в один из самых авторитетных фестивалей contemporary art, масштабных и умных.

Неожиданно порадовала и номинация «Новая генерация» (100 тыс. руб.). Два неизвестных (по крайней мере, мне) молодых питерца Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов из также неведомой галереи «Паразит» придумали прелестную забаву -- «Фигурное катание на мыле». Пол закладывается кусками хозяйственного мыла, заливается водой, и каток готов. Очень актуальная идея в свете повального увлечения гламурными «Танцами на льду».

Есть еще две номинации, лауреаты которых объявляются на внеконкурсной основе. Заранее было известно, что за творческий вклад в развитие современного искусства будет награждена безвременно ушедшая артменеджер Ольга Лопухова, без которой непредставима артжизнь Москвы. Ну а за поддержку искусства -- галерист и меценат Стелла Кесаева, основатель Stella Art Foundation.

Нельзя не отметить еще одно отрадное известие -- наконец-то хоть кто-то вспомнил о бессменном и неудачном номинанте «Инновации», создателе художественной артели в калужской деревне Никола-Ленивец, добром наставнике местных жителей «дяде Коле» Полисском. Ему достались специальные премии от культурно-благотворительного фонда U-Art и от журнала «Интерьер + Дизайн», но непосредственно к «Инновации» это отношения не имеет.

Размышляя об итогах самого конкурса этого года, остается признать одно -- как и предчувствовалось, открытий не случилось. «Инновация» не смогла предложить ничего действительно нового, если не считать хозяйственного мыла для доморощенных фигуристов. Но в этом нет ничего страшного -- награждены достойные, награждены заслуженно, почти все работают давно и активно. И состояние нашего contemporary art, если судить по списку лауреатов, очень хорошее. Здоровье крепкое, настроение бодрое, КПД превосходный.

А отсутствие новостей, как известно, тоже очень хорошая новость.

Федор РОМЕР
//  читайте тему  //  Выставки