|
|
N°66, 19 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Штокман» обезглавлен
«Газпром» увольняет Юрия Комарова из Shtokman Development
Как стало известно «Времени новостей», 15 апреля исполнительный директор Shtokman Development AG Юрий Комаров объявил коллективу, что уходит в отпуск, из которого на рабочее место уже не вернется. Такое решение принял совет директоров компании в заочном режиме по инициативе «Газпрома», владеющего контрольным пакетом ее акций. Таким образом, противостояние между компанией «Газпром добыча шельф», держателем лицензии на Штокмановское месторождение, и Shtokman Development, оператором первой фазы его освоения, подошло к развязке.
Представитель Shtokman Development подтвердил информацию об отставке г-на Комарова. Одной из главных причин, по словам источника, близкого к руководству концерна, стало недовольство позицией г-на Комарова по ключевым вопросам технического проектирования первой фазы «Штокмана». Глава Shtokman Development безоговорочно поддерживал технические решения, предложенные французской Total, и не предпринял никаких действий по выработке альтернативных вариантов, которые выдвигали специалисты компании «Газпром добыча шельф», 100-процентной «дочки» российского концерна.
Окончательное решение о новом руководителе пока не принято. По информации «Времени новостей», российский концерн выдвинул заместителя генерального директора «Газпром добычи шельфа» по финансам Алексея Загоровского. Ранее он работал в СИБУРе старшим вице-президентом по финансам.
Как уже сообщала «Время новостей», основные баталии по технической концепции проекта развернулись прошлой осенью. Shtokman Development с подачи Total (ей принадлежит 25% в проекте, а норвежской Statoil -- 24%) вынесла на рассмотрение акционеров идею поставлять добываемое в рамках первой фазы сырье по трубе протяженностью 600 км на берег, после чего выделять из смеси конденсат, проводить осушку и окончательную подготовку газа к подаче в газпромовскую систему. «Газпром добыча шельф» резко критиковала этот подход, утверждая, что расстояние для транспортировки по дну неочищенного газа слишком велико и таит в себе огромные риски закупоривания трубы. Специалисты концерна настаивали на том, чтобы была просчитана экономическая эффективность установки комплекса по подготовке газа к транспорту прямо в море на специальной плавучей платформе (с нее же должна происходить отгрузка конденсата), и только после этого предлагали транспортировать сухой газ на берег по подводной трубе.
В том числе и из-за этих противоречий откладывалось финальное инвестиционное решение, которое в итоге было перенесено на март 2011 года. Совет директоров Shtokman Development под руководством главы «Газпрома» Алексея Миллера в начале февраля постановил продлить срок предпроектных изысканий на год. Но Shtokman Development и г-н Комаров продолжали настаивать на безальтернативности своего технического решения. В результате «Газпром» был вынужден заказать такую работу независимому техническому консультанту. Кто готовит альтернативный взгляд на освоение «Штокмана», уточнить не удалось, но заключение должно быть готово до начала лета.
Как отнеслись к кадровой инициативе «Газпрома» иностранные партнеры, пока неизвестно. По итогам заседаний совета директоров в феврале и марте стороны утверждали, что намерены продолжить работу над проектом и согласовали скорректированный бюджет предынвестиционной стадии на уровне 970 млн долл. (на 20% больше, чем оценивалось два года назад).
Источник «Времени новостей» в «Газпроме» отмечает, что г-н Комаров не первая кадровая жертва противостояния вокруг «Штокмана»: отправлен на пенсию начальник добычного департамента «Газпрома» и по совместительству член совета директоров Shtokman Development Василий Подюк.
Напомним, что «Газпром», Total и Statoil учредили Shtokman Development в Цуге для проектирования первой фазы освоения Штокмановского месторождения. Она должна создать добычной комплекс на 23 млрд кубометров в год, обеспечить транспортировку газа на берег и построить завод по производству СПГ на 7,5 млн тонн в год. Shtokman Development будет владеть построенной инфраструктурой в течение 25 лет, а затем безвозмездно передаст ее «Газпрому». В рамках первой фазы должно быть добыто всего около 600 млрд кубометров газа из 3,8 трлн кубометров извлекаемых запасов месторождения. Одну половину добытого газа «Газпром» будет покупать для поставок по газопроводу Мурманск--Волхов (планировался для организации экспорта в Европу через вторую нитку «Северного потока»), вторую -- в виде СПГ для рынков атлантического бассейна, прежде всего США. Инвестиционное решение по сжижению газа должно быть принято до конца следующего года, если рыночная конъюнктура в атлантическом бассейне не изменится, то весь газ пойдет в газпромовскую трубу. Подготовительную работу по второй фазе (всего их должно быть три-четыре, объем добычи каждой -- 23 млрд кубометров в год) проводит владелец лицензии «Газпром добыча шельф».
Алексей ГРИВАЧ