|
|
N°128, 19 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стимул или кормушка?
Государство готово поощрить кинематограф материально
Факт встречи министра культуры Михаила Швыдкого с президентом накануне очередного обсуждения в правительстве проекта об усилении государственной поддержки кинематографа говорит о том, что поддержка скорее всего будет оказана. Шесть миллиардов рублей, запрошенных разработчиками на 2003--2005 годы, позволят увеличить производство до ста картин в год. То есть нас в ближайшем будущем, похоже, ждет новая волна российского кино, количественно почти равная той, что возникла в шестидесятые годы по инициативе Хрущева. При Сталине советское кино делалось поштучно, каждый фильм был на виду, и почти каждый проходил личную цензуру вождя. Никита Сергеевич влил в кинопроизводство мощные бюджетные средства, тем самым переведя его на промышленный уровень. Волшебным образом изменилось все: разрастались студии, увеличился прием студентов во ВГИК, по всей стране -- до ее национальных окраин -- ковались кадры актеров, режиссеров, сценаристов, операторов, гримеров, каскадеров и т.д. В результате на сотни весьма посредственных картин приходились десятки приличных и единицы хороших. Тогда же были построены сотни новых кинотеатров, широкоэкранных -- по последнему слову моды, которые, впрочем, опустели прежде, чем обветшали.
Сегодня, вдохновленные примером Голливуда и Болливуда, российские кинематографисты пропагандируют идею создания посредством кино новой национальной мифологии и рассуждают о выдающейся роли движущихся картинок в формировании патриотического сознания. Ориентируясь при этом на внушенные советской школой постулаты о воспитательном значении искусства и ведущей роли идеологии. В прямом соотношении с этими принципами главную роль в будущем киноизобилии высокие разговаривающие стороны отвели искусству для детей (Михаил Швыдкой говорил о возможном увеличении детских картин на 60%). При начале строительства советского государства искусству для детей тоже придавалось большое значение в воспитании будущего гражданина. Правда, тогда сочинять для детей стало делом хлебным -- в буквальном смысле, ибо выдавленные из искусства для взрослых идеологически чуждые спецы порой могли претендовать на паек только сочиняя стихи, песенки или сказки для самых маленьких.
При советской власти искусство для детей всегда дотировалось. Например, билеты в детские театры или на детские сеансы в кино всегда стоили дешевле прочих (драматургам, сочиняющим для детей, Министерство культуры даже доплачивало прибавку к гонорарам -- как компенсацию к недополученным доходам от сборов). Но все-таки основным стимулом для наиболее ярких талантов, творящих в этой области, служило смягчение идеологического прессинга и большая свобода. Именно в ТЮЗах зачастую начинали работать молодые одаренные режиссеры, надеясь при малейшей возможности удрать во взрослое искусство. Потому что сочинять для детей не по долгу, а по влечению души всегда находилось мало охотников. Сегодня таковых тоже решено привлекать рублем.
Между прочим, вспоминая свое детство золотое, пришедшееся на конец шестидесятых, с трудом могу назвать десяток любимых детских фильмов: ну, понятно, «Неуловимые мстители», сказки Роу, «Внимание, черепаха!» Ролана Быкова, «Не болит голова у дятла» Сергея Соловьева и какие-то мутные «Попутного ветра, «Синяя птица», «Иностранка»... Помню, впрочем, что действие детских фильмов почему-то все больше происходило на море, в чудную летнюю пору.
Зато очень хорошо запомнились комедии Гайдая, а еще лучше -- фильмы про Фантомаса и Анжелику, маркизу ангелов, «Фанфан-тюльпан» и прочие вовсе не детские картины, в очереди на которые мы лет с десяти маялись часами у сельского клуба со страхом -- а вдруг билетов не достанется?
Все-таки непонятно, что должно заставить современных кинематографистов в массовом порядке броситься снимать детские картины? Не странно ли было бы узнать, что в США принято решение дотировать фильмы Спилберга, Лукаса или очередные серии про человека-паука или людей в черном. Там это самые кассовые и доходные темы, рассчитанные как раз на юного зрителя, который составляет большую часть всей зрительской аудитории развитых стран. Другая беда -- как их заставить снимать кино для взрослых?
Кстати, не говорит ли отсутствие кинематографической отечественной продукции для детей об отсутствии регулируемых рыночных механизмов в отрасли, ведь, к примеру, в структуре издательского бизнеса книги для детей представлены очень активно. Другое дело, что это, как правило, переиздания классики или переводы. На создание новых произведений удачная торговля детской литературой пока никого не подвигла. Возможно, причина не только в экономике, но и в общем состоянии культуры, строение которой настолько изменилось, что вовсе невозможно втиснуть ее реалии в прежние дефиниции и привычная оппозиция «взрослое-детское» требует кардинального пересмотра?
Кино -- зона большого риска, и на десять провальных проектов хорошо если найдется один по-настоящему успешный. Все современно мыслящие продюсеры в один голос говорят, что российское кино вообще неприбыльно и при существующих условиях прибыльным быть не может. Так что снимать фильмы из желания получить барыш -- глупо. Те, кто сегодня успешен в российском кино, снимают просто из желания снимать и то, что им самим интересно. Если же собственного интереса нет, только и остается, что просить у государства денег и снимать картины для гуманных целей -- например, ради внедрения в сознание российских детей образов национального фольклора или создания образа современного молодого героя. Благо в этих категориях мыслят еще очень много людей и даже некоторое количество обученных этими людьми детей.
Пока те фильмы для детей, что удалось снять до получения бюджетной поддержки, производят впечатление скорее жалкое. Еще более жалкое, чем фильмы для взрослых. Не только потому, что бюджеты маленькие, снято бедно и плохо и нет в них ни мастерства, ни азарта, но еще и потому, что торчат из них ослиные уши устаревшей педагогической назидательности, транслируемой неумными взрослыми для зашуганных детей, повторяющих за пожилыми учительницами банальности тридцатилетней давности.
Есть еще одно опасение. В период оттепели новых адептов кинематографии еще было кому учить, и те, кто сегодня составляет славу советского кинематографа, получали профессию из первых (ну максимум вторых) рук мастеров мирового класса. Нынешние же претенденты на бюджеты детских фильмов пока в лучшем случае освоили азбуку рекламных технологий. Так что напрасно ждать от них чуда -- появления качественных, красивых, увлекательных фильмов, которые могли бы отвлечь новые поколения от чужих фантазий и привить им любовь к отеческим преданиям.
Однако государственные мужи считают: возникнет спрос -- создастся и предложение. Насыплем зерна в кормушку -- тут птички и слетятся. И ну мыслить образно, ярко, сочинять доходчивые и добрые истории! По-моему, лучше бы дали деньги на университеты.
Алена СОЛНЦЕВА