Время новостей
     N°66, 19 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.04.2010
Осторожность и внимательность
«Маски» в музыкальных номинациях
Жюри, возглавляемое петербургским дирижером Павлом Бубельниковым, распределило «Маски» среди приехавших на фестиваль театров аккуратно, стараясь не забыть ни одну значимую работу. Лишь в номинации «оперетта/мюзикл» почти все награды ушли Et cetera (за «Продюсеров») -- выпущенный в театре Александра Калягина мюзикл был назван лучшим спектаклем, его постановщик Дмитрий Белов лучшим режиссером, Наталья Благих и Егор Дружинин отмечены за лучшую женскую и мужскую роль соответственно. Причина понятна -- бойкая (многие назвали бы разухабистой) московская продукция выглядела просто более профессиональной, крепче сбитой, чем конкуренты. Еще один мюзикл, «Шербурские зонтики», поставленный в петербургском театре «Карамболь», увозит с собой две «Маски» в частных номинациях -- за работу дирижера (Всеволод Полонский, пытавшийся сладить с Мишелем Леграном и оркестром, что лучше бы играл на свадьбах и похоронах) и за работу художника в музыкальном театре (Зиновий Марголин). Последняя -- бесспорна: Марголин в этом спектакле поработал за всех. Все зеркало сцены в «Шербурских зонтиках» было перекрыто гигантским кругом, в котором были прорублены прямоугольники разной величины. Круг вращался, останавливался, и прямоугольники вырезали из пространства кадры, сосредоточивая внимание зрителей на маленьком кусочке, в котором находились нужные герои. Режиссеру и делать ничего не нужно было -- художник все сделал за него, обеспечивая актеров невозможными вроде бы в театре крупными планами.

В балетных номинациях жюри спокойно констатировало факт, что кроме Алексея Ратманского в стране значимых балетмейстеров нет (его «Русские сезоны» в Большом получили приз за лучший спектакль, Ратманский как хореограф -- за «Конька-Горбунка» в Мариинке). Лучшей балериной названа Алина Сомова (Царь-девица в «Коньке-Горбунке»), а приз за лучшую мужскую роль достался Владимиру Варнаве, Меркуцио в петрозаводской версии «Ромео и Джульетты». В условиях очень серьезного соперничества (рядом были звезды и суперзвезды) танцовщик явно был награжден за мужество и самоотдачу, с которой он воплощал в жизнь вполне бессмысленную хореографию своего худрука. В современном танце лучшим спектаклем назван Casting off, сделанный Ларисой Александровой в пермском театре «Балет Евгения Панфилова» -- труппа, вот уже восемь лет живущая без своего основателя, продолжает сохранять качество танца. Также за работу в Castinf off награжден художник по свету Алексей Хорошев.

Принципиальная позиция экспертного совета этой «Маски» (во-первых, никаких реконструкций-возобновлений, лишь новые спектакли, во-вторых, категорический отказ от внесения в список номинантов тех хореографов, что поставили спектакли где-то еще, а в данный театр их только перенесли) не пошла на пользу фестивалю. Оба принципа ударили по Музыкальному театру, в прошлом сезоне бывшему фаворитом московского сезона. Не попал ни в одну из номинаций дивный «Неаполь» Бурнонвиля -- одна из самых красивых игрушек столичной сцены, упражнение в редком датском стиле. И не попал в список хореографов-номинантов Начо Дуато -- автор Na floresta, спектакля об амазонских лесах, буквально потрясшего московский балет в финале прошлого сезона. «Неаполь» не участвовал в фестивале и не мог быть награжден; Na floresta же определенно должен был получить хотя бы спецприз жюри, но все они достались спектаклям оперным...

Которым тоже «Масок» не хватило -- удивительно, что совсем без наград остался мощный мариинский «Идоменей». Зато здесь взял реванш Музыкальный театр -- именно его «Лючия де Ламмермур», поставленная Адольфом Шапиро (спектакль, поражающий прежде всего дивной картинкой -- опера предстает величественной и ироничной одновременно), собрала наибольший «масочный» урожай. Лучший спектакль; лучшая работа художника по костюмам (Елена Степанова), лучшая женская роль (Хибла Герзмава). Еще один спектакль Музыкального -- «Гамлет (датский) (российская) комедия» получил награды за лучшую режиссуру (Александр Титель) и лучшую работу композитора (Владимир Кобекин). Меж тем награда лучшему дирижеру отправляется в Пермь (Валерий Платонов, за «Один день Ивана Денисовича»), а за лучшую мужскую роль -- в Петербург (Андрей Попов за «Гоголиаду» в Мариинке). «Гоголиада» также получила спецприз музыкального жюри -- равно как и «Джанни Скикки» в «Новой опере».

Как и в драме, «музыкальная» офф-программа «Маски» была любопытна и разнообразна и, как и в драме, явно нуждалась в том, чтобы быть перемещенной на какие-то другие даты, не совпадающие с основным фестивалем. Потому что в некоторые вечера события конкурса и офф-программы проходили одновременно, что было несправедливо по отношению к зрителям. Они вынуждены были выбирать между тем, чтобы знакомиться со спектаклями, которые эксперты сочли лучшими в стране, и теми, что приехали из дальних стран и вряд ли еще в России появятся. Безусловно, «вторая серия» «Маски» -- например, осенью, когда в музыкальных театрах традиционно ничего не происходит, была бы лучшим решением проблемы.

Анна ГОРДЕЕВА