|
|
N°65, 16 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полный Эйяфьядлайокудль
Вулкан нарушил авиасообщение в Европе и график Владимира Путина
Облака пепла, которые извергает вулкан, проснувшийся в Исландии, вчера нарушили воздушное сообщение в большой части Северной Европы. Закрылись аэропорты самой Исландии, а также Великобритании, Ирландии и Норвегии. Отменены сотни рейсов в эти страны, в том числе и из России. На западе Кольского полуострова вулканический пепел перекрыл внутреннюю российскую воздушную трассу, из-за чего премьер Владимир Путин вынужден был отложить командировку в Мурманск. Как долго сохранится опасность для полетов, специалисты прогнозировать пока не решаются. Прошлое извержение того же вулкана продолжалось два года. Правда, случилось оно еще до изобретения авиации, в 1821 году. Между тем пока область распространения облаков пепла только разрастается. Над Россией они вчера двигались от Мурманска в сторону Петрозаводска. Сегодня утром их появление ожидалось в районе Балтийского моря.
С тех пор как в IX веке нашей эры викинги поселились в Исландии, вулкан под ледником Эйяфьядлайокудль, примерно в 200 км от столицы страны Рейкьявика, «просыпался» пять раз. Последний раз это произошло в марте текущего года. В среду, 14 апреля, вулканическая активность усилилась, и власти вынуждены были эвакуировать более 700 человек, живших вокруг ледника. На следующий день зона бедствия расширилась далеко за пределы приполярного острова. Вулкан выбрасывает в воздух тучи мельчайшей пыли, которые поднимаются на 10 км, то есть достигают тех высот, на которых работает коммерческая авиация. С земли вулканическое облако может быть и незаметным, особенно если между ним и зрителями ходят обычные дождевые тучи. Но попадание такой пыли в воздухозаборники реактивного самолета может вызвать остановку двигателей.
Начиная с полудня местного времени (15.00 по Москве) авиационные власти Великобритании запретили все полеты над территорией королевства, кроме экстренных случаев. Такое же решение приняла Ирландия. Швеция закрыла воздушное сообщение над северной частью страны. Норвежские власти также сначала ограничились отменой полетов над северной частью своей территории, однако затем распространили эту меру и на аэропорт национальной столицы Осло, расположенной на южной оконечности Скандинавского полуострова.
Вследствие запретов в других странах вчера были отменены многочисленные рейсы в Скандинавию и Великобританию. «Аэрофлот» вчера объявил об отмене своего рейса в Осло. Компания «Трансаэро», которая на условиях код-шеринга с британской Bmi ежедневно совершает четыре пары полетов между Москвой и Лондоном, успела выполнить утренний рейс, а остальные задержала на неопределенный срок.
Подземная стихия вмешалась в планы премьера Владимира Путина, который вчера намеревался совершить рабочую поездку в Мурманск. Поездка отложена на пятницу в связи с погодными условиями в регионе, сообщил РИА Новости пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков. Директор мурманского филиала Гидрометцентра Юлия Горбань сообщила тому же агентству, что через воздушные трассы на западе Кольского полуострова в четверг прошло облако пепла, образовавшееся в результате извержения вулкана Эйяфьядлайокудль в Исландии. Далее оно двинулось в cторону Петрозаводска.
О том, насколько опасна встреча с вулканическим пеплом для реактивных самолетов, свидетельствует происшествие 24 июля 1982 года с лайнером Boeing-747 авиакомпании British Airways, направлявшимся из Лондона с промежуточными посадками в Новую Зеландию. Над островом Ява (Индонезия) самолет прошел через столб пепла, выброшенный вулканом Галунггунг. В результате у самолета один за другим отказали все четыре двигателя. Около минуты он планировал без моторной тяги, пока экипажу не удалось выскочить из облака пепла, запустить моторы снова и совершить экстренную посадку в Джакарте.
О том, как долго Эйяфьядлайокудль будет создавать помехи для авиации и насколько велик будет экономический ущерб, специалисты вчера говорить еще не решались.
Сильнее всех от этой истории пострадал исландский национальный авиаперевозчик Icelandair. Эта компания сориентирована не столько на крохотный внутренний рынок островного государства, сколько на обслуживание перевозок между Европой и Америкой, используя Исландию как транзитный пункт. Icelandair содержит парк дальнемагистральных лайнеров, совершенно непропорциональный размерам самой страны, и перевозит в год 1,3 млн пассажиров (данные 2009 года), т.е. в четыре с лишним раза больше общей численности населения Исландии. Со вчерашнего дня эта компания встала полностью. «Мы не знаем, когда ситуация изменится», -- говорится в заявлении, опубликованном вчера на сайте Icelandair. Компания предлагает своим клиентам, которые еще не начали перевозку, полный возврат стоимости билетов или перенос путешествия на более позднюю дату по желанию.
В связи с извержением в Исландии запрет на полеты со стороны авиавластей России не вводится, сообщил вчера официальный представитель Федерального агентства воздушного транспорта России. «Авиавласти тех стран, где полеты затруднены в условиях облака пепла от извержения вулкана, делают соответствующую рассылку по авиакомпаниям, и те принимают решение», -- сказал собеседник агентства.
«Аэрофлот», отменивший вчера рейс в Осло, объявил, что все пассажиры смогут вылететь туда сегодня, в пятницу. Замгендиректора «Трансаэро» Сергей Быхал сказал «Времени новостей», что «все пассажиры рейса в Лондон размещены в гостиницах и будут отправлены к месту назначения как только аэропорт Хитроу откроется». Правда, уже вчера стало известно, что Хитроу закрыт как минимум до девяти часов утра пятницы».
Прошлое зафиксированное извержение Эйяфьядлайокудль, в 1821 году, продолжалось два года. К счастью, даже если и на этот раз оно будет таким же длинным, это не означает, что авиация в Северной Европе будет парализована все это время. Выбросы пепла в течение извержения происходят не постоянно, и их интенсивность постепенно снижается. Тем нее менее регулярные помехи для полетов в течение нескольких месяцев вулкан вполне способен создавать. После того как в июне 2009 года произошло извержение пика Сарычева на Курильских островах, токийский центр информации о вулканическом пепле (один из девяти подобных центров, которые в интересах авиации следят за вулканами по всему миру) 76 раз предупреждал авиакомпании об опасности для полетов
Михаил КУКУШКИН