Время новостей
     N°65, 16 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.04.2010
Мышеловка для сыра
Закон «О торговле» ставит под запрет половину продаж продуктов питания в Калининградской области
Федеральная антимонопольная служба намерена выйти в возглавляемую первым вице-премьером Виктором Зубковым рабочую группу по реализации закона «О торговле» с инициативами о внесении в него ряда изменений. Самая важная поправка должна учесть тот факт, что свыше половины торговли продуктами питания в Калининградской области осуществляется по договорам комиссии. Данное открытие поразило не только ФАС, но и ритейлеров из других регионов, так как открыло перед ними широкие перспективы по обходу основных ограничений, наложенных новым законом на функционирование торговых сетей.

Уже после вступления в силу большей части закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» (все его положения начнут действовать с 1 августа 2010 года) ФАС стала проводить экспертные советы, чтобы выявить и устранить в законе возможные недостатки и спорные моменты. Обсуждение с участием заинтересованных сторон, в числе которых оказались преимущественно представители торговых сетей, идет в режиме вопросов и ответов и в достаточно острой форме. Часто переходя в классический спор двух юристов, у которых, как известно, обычно есть три мнения.

На втором заседании экспертного совета самые жаркие дискуссии разгорелись вокруг комиссионной торговли продуктами питания. Закон «О торговле» напрямую запрещает «осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии». Но представители ФАС долго не могли поверить юристам калининградской торговой сети «Виктория», рассказавшим, что она по договорам комиссии занимается розничными продажами продуктов питания. И не она одна. По их данным, на комиссионную торговлю приходится 52% оборота розничной торговли продуктами питания в Калининградской области. Это связано со спецификой функционирования особой экономической зоны, действующей в этом российском эксклаве.

Представители торговых сетей из других регионов попытались успокоить ФАС тем, что торговля продуктами через комиссионки практически полностью отсутствует на большей части российской территории. Дело в том, что по этим договорам в налоговой отчетности стоимость товара не учитывается в товарообороте торгующей организации. (Товарооборотом в этом случае является только то комиссионное вознаграждение, которое получает торговая организация за предоставление хозяину товара своих полок). Это очень невыгодно крупным сетям, так как способно обвалить объемы товарооборота, один из ключевых показателей результативности их работы, напрямую влияющий на котировки акций.

Но заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров увидел в калининградском прецеденте опасность почти полного ухода сетевого ритейла из-под действия закона «О торговле». Так, представители «Виктории» пытались доказать, что на них не распространяются запреты на изменение цен товаров, на размеры скидок и вознаграждений. Заместитель руководителя антимонопольной службы опасается, что с помощью комиссионных договоров сети смогут уйти от ограничений по срокам оплаты товаров поставщикам. А главное, за счет резкого снижения объема товарооборота избежать санкций антимонопольной 14-й статьи, запрещающей сетям покупать, строить или арендовать новые торговые объекты, если их доля в продуктовом товарообороте региона или муниципального района превышает 25%.

«Так все договоры поставок станут договорами комиссии, -- высказал опасение г-н Кашеваров и предупредил: -- Если торговые сети начнут использовать договоры комиссии, то уже осенью будут внесены соответствующие поправки в закон «О торговле».

Тем более, как выяснилось на заседании совета, такие договоры могут оказаться выгодными не только торговле, но и поставщикам. По договорам комиссии обязательства по уплате налогов у поставщика возникают только после того как деньги за реализованный товар приходят к нему на счет.

С конкретными предложениями по интеграции комиссионной торговли продуктами питания в закон «О торговле» ФАС намерена обратиться в возглавляемую первым вице-премьером Виктором Зубковым рабочую группу по реализации этого закона. Ближайшее заседание группы Зубкова должно состояться в конце апреля.

Кроме того, на заседании совета неожиданно обнаружилось, что ст. 9 закона «О торговле» фактически подталкивает к нарушению антимонопольного законодательства. Так, старший юрист компании Goltsblat BLP Николай Вознесенский предостерег поставщиков и ритейлеров от публикации в Интернете вместе с другими «существенными условиями» договоров поставки информации о цене товара. По его мнению, это вполне допускается Гражданским кодексом, в соответствии с которым цена может быть указана в договоре только по требованию одной из сторон. Но, главное, открытая публикация стоимости товара создает «риск нарушения положений законодательства о защите конкуренции» и предъявления обвинений в согласовании цен. Антимонопольное законодательство запрещает ценовые прогнозы участников рынка. Поэтому г-н Вознесенский рекомендовал сообщать конкретную цену товара только в ответах на официальные адресные запросы потенциальных контрагентов.

Андрей Кашеваров не согласился с тем, что цена не является существенным условием договора поставки. «Это один из параметров, без которого невозможно выполнение договора», -- полагает чиновник. Более того, по его мнению, именно о цене прежде всего думал законодатель, формулируя ст. 9. Поэтому он допускает, что в ее тексте в скором времени появится уточнение, что именно в торговле цена является важным условием заключения договора поставок товара.

Запрещенные законом «О торговле» вознаграждения способны практически без потерь преобразоваться в скидки, которые от поставщика будут требовать сетевики. По мнению г-на Вознесенского, так как скидка учитывается в договоре поставки при определении цены товара (в отличие от вознаграждения, которое не влияет на цену товара на полке магазина), то прямого запрета на нее нет.

Более того, закон «О торговле» не ограничивает порядок согласования поставщиком и торгующей организацией цены продовольственных товаров. А в соответствии с Гражданским кодексом цена может быть определена исходя из условий договора. Юрист уверен, что экономически обоснованными, выгодными для поставщика и для реализатора, а также полностью соответствующими закону являются скидки в зависимости от условий оплаты (предоплата или отсрочка платежа), от способа обеспечения оплаты (банковская гарантия, залог), от логистических условий (доставка в один или в несколько адресов, самовывоз), от ассортимента закупаемого товара и многие другие.

Представитель ФАС допускает, что поставщики могут иметь разные прайс-листы для разных клиентов. Но только в том случае, если, по словам г-на Кашеварова, заранее установлены и открыто обнародованы общие правила установления разных цен для различных категорий покупателей и определен порядок отнесения покупателей (магазинов) к этим категориям.

Одной из существенных недоработок закона замглавы ФАС Андрей Кашеваров считает то, что в нем не были установлены стандарты услуги торговли. «Если бы были определены обязанности торговли выполнять стандартный перечень работ в рамках любого договора поставки, то все остальное можно было бы считать дополнительной услугой за отдельную плату, -- уверен г-н Кашеваров. -- Можно, конечно, говорить, что услуга торговли -- это выкладка товара на полку. Но помидоры можно привезти к прилавку на тележке в ящике, а можно дофутболить их до полки ногами. И то, и другое будет выкладкой товара на полки, а тележку тогда станет возможно назвать дополнительной услугой».

Участники совета также обратили внимание ФАС, что в действующей редакции закон препятствует снижению цен, хотя ради этого снижения прежде всего и был написан. В ст. 13 содержится прямой запрет на навязывание поставщику условий снижения цен. Но «если цены на рынке падают, то торговые организации вправе требовать от поставщиков снижения цен» по ранее заключенным договорам поставки, уверен Николай Вознесенский.

Андрей СУСАРОВ