|
|
N°150, 19 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Догоним и перегоним Америку!
Итогом давления на табачников со стороны и властей США, и юридически грамотных американских граждан стало заключение в 1998 году между компаниями и 46 штатами страны специального соглашения сроком на 20 лет. Табачников обещали оградить от судебных исков, а они обязались выплачивать ежегодно около 25 млрд долл. "отступных".
Соглашение привело к забавному эффекту. Появилось много новых табачных компаний, которые не несут никаких обязательств по этим соглашениям (в отличие от Philip Morris, R.J.Reynolds или входящей в BAT компании Brown&Williamson). У новичков мощное преимущество -- им не надо платить миллиарды "отступных". В результате они всего за два года отвоевали 5--6-процентную долю американского рынка.
Внешне сигаретная стойка в среднем американском магазинчике не изменилась -- на ней те же Marlboro, Camel или Lucky Strike (за размещение продукта на видном месте надо платить). Но если попросить: "Дайте мне самые дешевые сигареты", -- то продавец буквально из-под прилавка или из коробки в углу достанет пачку неизвестного вам курева, цена которой приятно удивит.
В США в отличие от России запрещена не только телевизионная, но и наружная реклама табака. Курящие американцы -- это около 25% взрослого населения. В последние годы эта цифра устойчива, и антитабачная истерия не оказывает на нее существенного влияния. Не сократилось и производство, наоборот, образовавшийся в результате соглашений "конкурентный вакуум" заполнили компании-новички.
А преследование табачных гигантов продолжается: недавно суд округа Майами-Дейд (штат Флорида) вынес по коллективному иску решение об истребовании с табачников 145 млрд долл. (!) в пользу курящих жителей штата. Это решение оспорено.
Сергей МУРАВЬЕВ