Завершившийся в Вашингтоне саммит по ядерному разоружению стал причиной нового конфликта между Минском и Западом. Белоруссия не получила приглашения на мероприятие, что дало повод Александру Лукашенко сделать ряд сенсационных заявлений. Их суть сводится к тому, что Минск еще со времен распада Советского Союза обладает высокообогащенным ураном и не собирается передавать его ведущим ядерным державам на их условиях. «Не буду скрывать: у нас остался высокообогащенный уран -- сотни килограммов фактически уже оружейного и менее обогащенного», -- заявил президент, подчеркнув, что судьба урана должна решаться на переговорах. «Мне говорят: ну, раз ты против того, чтобы отдать этот уран, мы тебя не пригласим на саммит. Говорю: спасибо, я и не собирался ехать на этот саммит», -- заявил белорусский лидер.
Однако многие опрошенные «Временем новостей» эксперты считают, что белорусов не позвали в Вашингтон из-за прежних политических разногласий, а совсем не из-за урана. Два года назад стороны обменялись отзывом послов для консультаций по инициативе Белоруссии, которая была недовольна введением американских экономических санкций. Вопрос об уровне дипломатических представительств не урегулирован до сих пор. Заявления президента вызвали удивление у прежнего белорусского лидера, профессора физики, члена-корреспондента Национальной академии наук Станислава Шушкевича. Как раз он в бытность спикером парламента стал инициатором вывода ядерного оружия с белорусской территории. В интервью «Времени новостей» 75-летний Станислав ШУШКЕВИЧ заявил, что в стране не может быть оружейного урана.-- Как вы оцениваете тот факт, что белорусы не были приглашены на прошедший в Вашингтоне саммит по ядерному разоружению?-- Я считаю, что это совершенно справедливо. Сегодня Беларусь в деле разоружения не может никому ни помочь, ни помешать, она просто не играет роли, и потому присутствие ее делегации на саммите не имеет смысла.
-- Александр Лукашенко заявил, что представителей Минска не пригласили на саммит из-за того, что страна обладает оружейным ураном и отказывается передать его ведущим ядерным державам...-- В нашей стране нет оружейного урана. Ядерное оружие, которое было здесь дислоцировано, было выведено еще в 1990-е годы. Вместе с ним, несомненно, страну покинул и оружейный уран. Никакого другого высокообогащенного урана здесь не было и впоследствии появиться не могло.
-- На чем основывается ваша уверенность?-- Мы не можем заниматься обогащением урана, для этого у нас нет необходимых технологий. Очевидно, Александр Лукашенко сделал эти заявления, не зная, что значит оружейный уран. Возможно, он имел в виду уран, который использовался для опытов в исследовательском реакторе под Минском. Проводившиеся с ним эксперименты приносили пользу науке, но уран там грязный, его нельзя назвать оружейным.
-- Могла ли страна за последние годы каким-то образом стать обладателем технологий, необходимых для обогащения урана?-- Это же очень дорого. Для приобретения таких технологий нужны огромные инвестиции, нужны очень серьезные специалисты. Не вижу причин, по которым Минск пошел бы на такие затраты. Все эти технологии есть в России, но ей незачем передавать их Беларуси.