|
|
N°65, 16 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прокофьев без цветомузыки
В Екатеринбурге прошел Симфонический форум России
Концерты четырех оркестров из разных городов, второе за двадцать лет российское выступление легендарного дирижера Дмитрия Китаенко, композиторский конкурс «Петя и Волк -- 2010» -- таковы ключевые события Симфонического форума в Екатеринбурге. То, что смотр состоялся именно здесь, закономерно не только потому, что среди наших филармоний, кроме двух столичных, Свердловская наиболее успешна и активна. Сама идея такого форума носится в воздухе с 2007 года, когда на II Фестивале оркестров мира в Москве выступил базовый коллектив Свердловской филармонии -- Уральский академический филармонический оркестр (УАФО).
Тот вечер показал, что российские оркестры отнюдь не теряются на фоне европейских; это подтвердилось и позже, на концертах коллективов из Ростова-на-Дону и Омска. Тем более напрашивалась мысль о фестивале российских оркестров. За то, чтобы центром форума стал Екатеринбург, говорили еще два обстоятельства. Во-первых, год назад главный дирижер УАФО Дмитрий Лисс и директор здешней филармонии Александр Колотурский стали лауреатами Государственной премии. Во-вторых, именно УАФО выбрал Дмитрий Китаенко для первого выступления в постсоветской России. Теперь, три сезона спустя, маэстро решил вернуться уже с двумя программами -- чисто симфонической и «Страстями по Матфею» митрополита Илариона.
В эти же дни в Екатеринбурге планировался концерт Большого симфонического оркестра с Владимиром Федосеевым; так судьба форума была решена, осталось расширить круг гостей. Приглашения получили четыре города; Новосибирск и Нижний Новгород от участия отказались, Казань и Омск свои оркестры прислали. В их программах преобладали Чайковский и Рахманинов, однако были и сюрпризы. Госоркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского представил «Симфонические фрески» Рашида Калимуллина, Омский академический оркестр и его худрук Дмитрий Васильев -- Кларнетовый концерт Толиба Шахиди. Сочинения вызвали большой интерес публики, тем более что оба оркестра, вернее всего, ни к одному выступлению прежде не готовились так тщательно. И все же гвоздем программы оказались концерты Дмитрия Китаенко.
Появление Китаенко в Екатеринбурге три года назад стало сенсацией -- шутка ли, первое выступление маэстро в России с тех пор, как он покинул ее в начале девяностых. К 1990 году дирижер четырнадцать лет руководил оркестром Московской филармонии, откуда ушел, когда коллектив покидали музыканты один за другим. Руководил оркестрами во Франкфурте, Бергене, Берне; сейчас активно сотрудничает с кельнским Гюрцених-оркестром, с которым записал все симфонии Шостаковича и Прокофьева.
Третья симфония Прокофьева и была главным блюдом, которое приготовил маэстро: репетиции начались сразу после того, как в четвертый день форума прозвучали «Страсти по Матфею». Сочинения митрополита Илариона вошли у наших дирижеров в моду, но Китаенко, по его словам, обратился к этому автору исключительно по собственной инициативе. Как полагает маэстро, музыка Илариона с ее безыскусной красотой обращается непосредственно к сердцу слушателя, чего не хватает опусам современных композиторов. Исполнение «Страстей» оживили визуальные эффекты, когда приглушенный свет в зале к финалу неожиданно включили на полную мощность. Прокофьеву цветомузыка не понадобилась: пять дней репетиций сделали свое дело. Симфония была подготовлена на высочайшем уровне, группы оркестра играли одна лучше другой, а все ритмические сложности преодолевались музыкантами с кажущейся легкостью.
Желая дать оркестру максимальную нагрузку, Китаенко продолжил программу Четвертой симфонией Чайковского. УАФО показал себя невероятно гибким коллективом: от резкого, колючего, дьявольского звучания в Прокофьеве оркестр легко переходил к мягкому, уютному, домашнему. Правда, сил на Чайковского оставалось уже не так много, особенно у духовиков. Но к закрытию форума оркестранты пришли в себя и под руководством Энхэ с блеском отыграли финал конкурса «Петя и Волк -- 2010», где состязались симфонические произведения для детей. На конкурс была подана 31 заявка, в том числе четыре из-за рубежа; в шорт-лист прошло пять сочинений, исполнявшихся анонимно.
Наиболее эффектной оказалась «Сказка про репку» для семи музыкантов, чтеца и оркестра. Хрестоматийная сказка была представлена как инструментальный театр, где Деда изображал тромбонист в ушанке, Бабку -- фаготист в платочке, Внучку -- скрипач с накладными косичками и так далее. Оркестранты радовались не меньше публики, сочинение заслужило первое место и приз слушательских симпатий; автору, которым оказался Владимир Кобекин, досталась премия -- 90 тыс. руб. Вторую, 60 тыс., получила Анна Красильщикова, молодой композитор из Екатеринбурга, за «Сказку о глупом мышонке», где каждому персонажу также была дана яркая музыкальная характеристика.
На четвертое место отодвинули сочинение англичанина Бернарда Хьюза «Не сейчас, Бернард». Явный претендент на «серебро», максимум на «бронзу», Хьюз убедительно положил на музыку сказку о мальчике и его родителях, у которых никогда нет времени для сына. Однако третье место и 30 тыс. руб. достались Глебу Маю за беспомощную «Поттериану». Председатель Союза композиторов России Владислав Казенин уточнил, что Глеб Май возглавляет Союз композиторов Московской области, а также является автором рок-оперы «Идут белые снеги...» на стихи Евгения Евтушенко; сообщение едва ли прибавило «Поттериане» достоинств, особенно в глазах детской аудитории. Впрочем, по поводу первого места возражений не было, кажется, ни у кого.
Свердловская филармония планирует второй Симфонический форум через два года. Если исключить две столицы, это, наверное, единственное место в нашей стране, где подобное возможно. На «круглом столе» «Российские оркестры: сегодня и завтра» здесь много говорили о необходимости выработки механизмов, при которых жизнь оркестра не зависела бы напрямую от личности в губернаторском или президентском кресле. Однако сегодня уверенно чувствовать себя может лишь тот творческий институт, что поддержан федеральной властью. Или местной, как Свердловская филармония и УАФО, региональный оркестр международного класса.
Илья ОВЧИННИКОВ, Екатеринбург--Москва