Время новостей
     N°128, 19 июля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.07.2002
Премьер улыбнулся автопрому
Правительство нашло компромисс между потребителями и производителями
Премьер-министр Михаил Касьянов исполнил президентский наказ быть «мужественным» в деле защиты отечественных производителей. Он подписал вчера концепцию развития российской автомобильной промышленности на период до 2010 года. По признанию высокопоставленных источников в аппарате Белого дома, после того, как Минэкономразвития и Минпромнауки уже во второй раз внесли доработанный документ в правительство, он все равно был там практически переписан. Причем правка концепции была радикальной. Злые языки в правительстве, не стеснясь, говорят, что г-ну Касьянову пришлось самому буквально расписывать стратегию поощрительных и запретительных мер, которые приведут к компромиссу противников и сторонников реального вхождения в мировой автомобильный рынок. При этом высокопоставленные источники утверждают, что премьер вымарал из концепции практически все откровенные лоббистские постулаты.

Судя по вчерашним отзывам из Кремля, пребывающий в Сочи Владимир Путин вполне доброжелательно воспринял новость о правительственном решении сохранить на уровне 25% ставку пошлины на иномарки возрастом до 7 лет в течение ближайших семи лет - на переходный период вступления России в ВТО. Иными словами, президент (недавно настаивавший на поддержке отечественных производителей) пришел к выводу, что найден более или менее удачный компромисс между интересами российских автолюбителей и производителей. Компромисс - в следующем: согласно концепции правительство практически никак не изменяет ныне действующие правила игры для массового потребителя, а идет на достаточно жесткие меры лишь для иномарок старше 7 лет. Как записано в концепции: «на импортную автомобильную технику, бывшую в эксплуатации более 7 лет, необходимо установить ставки ввозных таможенных пошлин, соразмерные ставкам на новые автомобили». Это означает, что на авто с двигателями более 2 литров пошлины будут достаточно высокими, а для «малюток» вполне сносными. Кроме того, премьер-министр обусловил в концепции, что страхование сверхстарых иномарок обойдется потребителю в приличную сумму.

С другой стороны, в обмен на меры по защите рынка российский автопром должен удовлетворить вполне определенные требования, которые правительство предъявляет к нему в области технологии и экологии. До 2004 года производители в России обязаны перейти на выпуск двигателей со стандартом «евро-2» и «евро-3», а до 2008 года -»евро-4».

Заместитель руководителя аппарата Белого дома Алексей Волин в интервью газете «Время новостей» сказал: «В новой концепции развития отечественного автопрома есть несколько принципиальнейших вещей: введение плоской шкалы уровня пошлин на все иномарки, единых требований по возрасту для российских и зарубежных машин, установление цивилизованных механизмов страхования (иными словами: чем старше, тем дороже страховка), внедрение четко по годам высокоэкологичных двигателей». По мнению г-на Волина, концепция отвечает интересам всех участников авторынка: потребителям, потому что не повышены пошлины, отечественным производителям, потому что дает возможность использовать достижения мирового рынка (в частности, за счет снижения импортных пошлин на высокотехнологичное оборудование), а иностранным инвесторам, потому что сохраняет на семь лет статус-кво и гарантирует прибыльность инвестиций в российский автопром).

Нормативные документы, с помощью которых и будет воплощаться новая концепция, как утверждают в аппарате Белого Дома, должны появиться в ближайшие месяц-полтора. Между тем, глава Минпромнауки Илья Клебанов, комментируя концепцию, в который раз публично назвал цифру 35% - размер необходимой заградительной пошлины на все иномарки (и старые, и новые). Этот тезис он вместе с лоббистами отечественного автопрома отстаивает уже давно. Вот и вчера он дал понять, что не расстается с надеждой на возможные изменения в уже одобренной концепции, обещая, что подготовка нормативных документов займет никак не менее двух месяцев. Как пояснили высокопоставленные сотрудники аппарата правительства корреспонденту газеты «Время новостей», поведение г-на Клебанова - это отнюдь не демарш, а попытка сохранить лицо перед попутчиками по рынку - отечественными производителями авто. Вполне вероятно, что он пытается обещать отраслевикам некие послабления в ходе согласования будущих постановлений и распоряжений кабинета министров, которые жестко зафиксируют новые правила игры.

Вера КУЗНЕЦОВА