|
|
N°150, 19 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пол Адамс: Если бы мы проиграли суды в США, то объявили бы о банкротстве
В интервью газете "Время новостей" Пол АДАМС, региональный директор по Европе компании British American Tobacco, прокомментировал ситуацию с антитабачными инициативами в России и США.
-- Что скажете об иске «Россия против табачных корпораций», который подан в США руководителем управления делами президента РФ Владимиром Кожиным?
-- Это очень неприятная ситуация. Мы до сих пор не можем понять, как эти действия могли быть предприняты господином Кожиным. Мы не уверены, что это сделано с полной, в том числе и юридической, поддержкой правительства России. British American Tobacco инвестировала в Россию больше 300 млн долларов, создала новые рабочие места (их было 1,5 тыс. в 94-м году, а сейчас -- 2,3 тыс., налогов в 1999 году мы заплатили на сумму более 2,5 млрд руб.). Однако до этого момента нас в России не было. А в иске говорится, что табачные корпорации вредили здоровью россиян в течение десятков лет. Мы работаем на этом рынке меньше десяти лет! И в 1994 году наша компания подписала соглашения с правительством России в связи с покупкой фабрики «Ява» в Москве и Саратовской табачной фабрики. В этих документах четко оговорено, что мы как владельцы этих предприятий не можем преследоваться за то, что происходило до нашего прихода (на рынке вообще и с этими конкретными фабриками в частности). Хочу сказать также, что мы в контакте с высокопоставленными чиновниками в правительстве России. Это контакт позволяет нам понять, насколько они поддерживают эту инициативу с иском.
-- Зато в США действующая администрация активно поддерживает давление на табачную индустрию.
-- По судебным решениям в США мы еще не платили ни цента! Выплаты идут только по внесудебным соглашениям с несколькими штатами (см. справку. -- Ред.). А судебные иски мы опротестовали в апелляционных инстанциях. Если бы мы проиграли суды в США, то компании British American Tobacco пришлось бы объявить себя банкротом.
-- Обрисуйте положение дел в табачной индустрии России в сравнении с тем, каково оно было до кризиса.
-- Были два результата кризиса: падение покупательной способности россиян (многие из которых переключились на менее дорогие марки сигарет) и резкая девальвация рубля. Сейчас русская экономика возвращается к тому, что было до кризиса. Наша корпоративная динамика в этом году позитивная, таковой она будет и в 2001 году и не потому, что мы так верим в Дедушку Мороза. 6-процентный рост российского ВВП в прошлом году и 7-процентный, прогнозируемый в нынешнем, -- это хорошо.
Мы четко разделяем интернациональные и местные марки. Кстати, кризис подтвердил смысл наличия сбалансированного портфеля разнообразных марок. В России большая часть наших денег и оборудования работает на местные марки, то же самое в Польше, Чехии, Венгрии. И наши местные марки растут быстрее, чем международные. Категорически не соглашусь с тем, что если мы не будем развивать интернациональные марки, то проиграем Philip Morris. Кстати, по поводу конкурентной борьбы. Недавно в Россию и Германию мы привозили группы авторитетных финансовых аналитиков. Мы показали им, что доля Marlboro на этих рынках сокращается, а доля наших международных марок (Lucky Strike, например) растет. Между тем Philip Morris говорит, что сокращается доля premium brands в целом.
-- Насколько прибыльна для вашей компании работа в России?
-- Маржа, которую мы получаем сейчас в России, гораздо ниже, чем та, что была до августа 98-го. И вообще она очень низкая -- не самая низкая в Восточной Европе (наименьшая на Украине), но гораздо ниже, чем в Западной Европе или США. И маржа, например, за минувший июль меньше, чем была в начале этого года. Одна из основных причин -- снижение цен нашими конкурентами.
-- В России уже наблюдается перепроизводство сигарет. Логично предположить, что сделанные здесь сигареты надо экспортировать.
-- Сейчас мы думаем о том, чтобы начать экспорт с наших российских предприятий, например в Белоруссию. В этом мы рассчитываем на правительственную поддержку (она могла бы заключаться, допустим, в отмене внутрироссийских акцизов на экспортируемые отсюда сигареты). Вообще с точки зрения финансовой целесообразности нам дешевле выпускать сигареты в России и экспортировать отсюда -- даже в Западную Европу. Но потребитель, к примеру, немецкий, очень внимательно относится к тому, где сигареты произведены. В России то же самое. Даже к «Яве» очень избирательное отношение в зависимости от того, на какой фабрике она делается.
-- В России один из самых низких среди стран Восточной Европы уровень легальной "табачной маржи". Но и ставки табачного налогообложения в России самые низкие в мире.
-- Мы считаем, что акцизное налогообложение должно возрасти. И по этому вопросу готовы сотрудничать с правительством. Самое важное, каким образом налогообложение будет осуществляться. Рост ставок должен быть поступательным.
Беседовал Сергей МУРАВЬЕВ