Время новостей
     N°64, 15 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.04.2010
Правительство зовут в "долину смерти"
Развитие инновационных биотехнологий потребует государственных ассигнований
Избежать аврала и сверхзатрат на изготовление вакцин от пандемических разновидностей вируса гриппа, которые теперь, если верить ученым, будут атаковать население планеты чуть ли не ежегодно, можно с помощью инновационных вакцин широкого спектра действия. К такому выводу уже пришли во многих экономически развитых странах. Но для изготовления универсального иммунобиологического препарата требуются современные биотехнологии, которых в России пока нет. Надеяться на венчурный капитал российской фарме, как вчера популярно объяснили профессиональные инвесторы в ходе II Международной конференции по биотехнологии и биоэнергетике, пока рано. Поэтому вся надежда по-прежнему на государство. Тем более что вакцины -- это в первую очередь предмет госзакупок.

Инвестиции в новое производство вакцин от гриппа могли бы стать почином в создании российского биотеха, уверен директор питерского НИИ гриппа академик Олег Киселев, напомнивший о том, что о необходимости создания инновационных препаратов в последнее время много говорят в российском правительстве. Г-н Киселев, являющийся ведущим экспертом страны по штаммам гриппа, прекрасно знает, в какую сумму выливаются ежегодные кампании по вакцинации населения и какими потерями для бюджетов может обернуться просчет в масштабах эпидемии, как это случилось со свиным гриппом.

Напомним, что на изготовление отечественной вакцины от гриппа A/H1N1 было выделено из бюджета 4 млрд руб. Привить планировалось для начала 40 млн человек. Но, как недавно заявлял главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, реально использовать удалось всего 20 млн доз. Все остальное, по большому счету, уже можно выбросить, поскольку срок годности препаратов к следующей эпидемии именно этого штамма наверняка закончится. В некоторых европейских странах и США ситуация еще хуже: если у нас изначально было решено прививать не более 40% населения, то там говорили о 60--70% граждан, соответственно никому не нужных вакцин осталось еще больше.

Вчера Олег Киселев заявил о необходимости скорейшего создания в России производства вакцины сразу от многих штаммов гриппа, которая будет эффективна для ежегодного использования, а ее срок годности будет никак не менее пяти лет. «Денег нужно совсем немного. Заграничный опыт показывает, что это стоит не более 20 млн долл., а у нас, если использовать принцип частично контрактного производства, будет еще дешевле», -- рассказал «Времени новостей» директор НИИ гриппа. Правда, даже при идеальном финансировании на создание такого проекта потребуется не менее двух лет, зато в стране появится первое современное производство «чистых» вакцин. «Ведь все препараты, которые сегодня производятся в России, просто поражают своей загрязненностью, -- отмечает академик Киселев. -- Там просто не просматривается пространственно организованной структуры, к которой, собственно, и привыкла иммунная система. В итоге формируется некорректный иммунный ответ на вакцину, возникают множественные побочные эффекты». По его словам, эффективность используемого действующего вещества в наших вакцинах всего 10%, то есть доза, воздействующая на организм, изначально должна быть в десять раз больше, чем у препарата с хорошей очисткой.

Слабое место, которое пока не позволяет реализовать такой научно-производственный проект, -- это те самые два года, которые требуются на его реализацию. «Проблема сейчас не в том, что нет денег -- денег на инновации хватает. Проблема в том, что они снова "распределяются" под обещания быстро выдать положительные результаты, а не инвестируются. Венчурные инвестиции всегда подразумевают возможность неудачи, и в большинстве проектов именно так и получается. С этим российская государственная ментальность пока не готова мириться. Отдачи требуют через три--четыре года, а жизненный цикл любой биофармразработки восемь--десять лет», -- рассказал «Времени новостей» директор по инвестициям венчурного фонда «Биопроцесс кэпитал венчурс» Алексей Конов.

Есть и другая проблема, характерная не только для России: разрыв между научной фазой разработки препарата и появлением инвестиционно привлекательного проекта, способного заинтересовать, например, венчурные фонды. «Этот зазор называют «долиной смерти», так как для его преодоления требуются пусть и небольшие -- примерно 1% от общей стоимости проекта, но фактически невозвратные вложения», -- отмечает вице-президент по международным связям Общества биотехнологов России Алексей Облаев. По его словам, «долина смерти» -- это и есть зона, ответственность за которую, финансирование которой должно взять на себя государство, если хочет развития реального биотехнологического производства в стране. «На Западе средства на доведение научных идей до бизнес-уровня распределяют специализированные, так называемые посевные фонды и университеты, такие отделы существуют во всех значительных научных центрах», -- отметил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Облаев.

Но даже если соединить науку и бизнес, стоит адекватно оценивать российский рынок, уверены ученые. Например, наш фармацевтический рынок (а именно в этой сфере стране сейчас нужнее всего импортозамещающие биотехнологии) непривлекателен для западных инвесторов, если говорить о разработке принципиально новых биопрепаратов с нуля. Слишком уж низкое потребление медикаментов в России на душу населения, и покупательная способность низкая. Поэтому пока любой масштабный проект необходимо встраивать в международную систему разделения труда. «Например, научная разработка проводится в России, а коммерциализируется в США. А уже произведенный препарат возвращается к нам, но по специальной, более низкой цене», -- разъяснил перспективы российского биотеха Алексей Облаев.

Галина ПАПЕРНАЯ