|
|
N°63, 14 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Безотказное крушение
По данным экспертов, самолет президента Польши был полностью исправен
Катастрофа самолета президента Польши Леха Качиньского, разбившегося утром 10 апреля под Смоленском, не была связана с техническим состоянием лайнера. Такой вывод огласили вчера представители российских властей, участвующие в расследовании причин трагедии. По результатам расшифровки бортовых самописцев («черных ящиков») разбившегося лайнера, эксперты установили, что двигатели и бортовое оборудование Ту-154 работали исправно вплоть до столкновения с землей.
Самолет польского президента Ту-154 разбился в субботу около 10.50 при заходе на посадку на военный аэродром Смоленск-Северный примерно в 500 м от взлетно-посадочной полосы. Сразу же стало известно, что диспетчеры заранее предупредили польский экипаж о том, что в районе аэродрома резко ухудшились метеорологические условия -- там опустился густой туман. Пилотам президентского самолета неоднократно предлагали уйти на запасные аэродромы, однако, приняв информацию к сведению, они все же решили сажать самолет в Смоленске. На борту Ту-154 находилось 96 человек, в том числе президент Польши с женой, депутаты парламента, высшее военное руководство страны и ряд других высокопоставленных лиц и общественных деятелей. Они собирались посетить траурную церемонию на Катынском мемориале под Смоленском, где в 1940 году по приказу советских властей были расстреляны несколько тысяч польских офицеров и гражданских лиц, оказавшихся на территории СССР после присоединения к стране ряда восточных районов Польши.
«Предварительный анализ расшифровки бортовых самописцев и результатов осмотра места происшествия показал, что взрыва и пожара на борту самолета не было, двигатели были работоспособны до столкновения с землей, -- сообщил вчера вице-премьер Сергей Иванов на очередном заседании госкомиссии по установлению причин катастрофы. -- Сейчас проводится синхронизация показателей самописцев речевого и параметрического и идентификация звуков и шумов в кабине. Работа требует определенного времени и продолжится ориентировочно до конца недели». По словам г-на Иванова, уже закончено составление эскизов месторасположения разбросанных частей, деталей самолета и двигателей на месте крушения.
В свою очередь председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина сообщила, что, по данным расшифровки и анализа бортовых самописцев, отказов бортового оборудования перед катастрофой также не зафиксировано. По ее словам, уже вчера к вечеру планировалось завершить работу по определению траектории последнего этапа полета Ту-154, после чего начнется транспортировка фрагментов самолета с места ЧП на охраняемую площадку. Расшифровка и анализ полетной информации проводится совместной рабочей группой, польские специалисты оказывают помощь в распознавании голосов членов экипажа. «Профессионального или языкового непонимания нет», -- заявила глава МАК. По ее словам, 16 апреля завершится облет радиотехнических средств аэродрома Северный.
Г-жа Анодина также рассказала, что в понедельник на месте трагедии был найден дополнительный аварийно-эксплуатационный регистратор (бортовой самописец) самолета, произведенный и установленный на Ту-154 в Польше. «Принято решение комиссии удовлетворить просьбу польской стороны о расшифровке его с участием наших специалистов в Польше, -- отметила глава МАК. -- Органы ЕС и других государств не сомневаются в объективности выводов комиссии».
Глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова на заседании госкомиссии, со своей стороны, сообщила, что генетическая экспертиза погибших, тех, кого не удалось опознать визуально, может продлиться до середины следующей недели. «На данный момент опознано 48 погибших и параллельно осуществляется выдача свидетельств о смерти, -- сообщила министр. -- Мы прилагаем все усилия, чтобы эта процедура была ускорена». По ее словам, за прошедший день в Москву уже прибыли две группы родственников погибших. «74 из них после вчерашней процедуры опознания отбыли обратно в Польшу, -- сказала г-жа Голикова. -- Процедура проходит достаточно сложно в психологическом плане. Многие родственники уже изъявили желание вернуться для дополнительного опознания».
Глава СКП Александр Бастрыкин, чье ведомство ведет расследование уголовного дела по факту авиакатастрофы, заявил, что осмотр места происшествия займет еще три-четыре дня, «поскольку многие вещественные доказательства и фрагменты тел оказались глубоко погруженными в почву». По словам г-на Бастрыкина, за последние два дня на месте трагедии было обнаружено еще более 20 фрагментов тел погибших, а также семь пистолетов, принадлежавших сотрудникам службы безопасности президента. Глава СКП подчеркнул, что работа ведется в тесном сотрудничестве с представителями польской военной прокуратуры, и «проблем с обеспечением взаимодействия» нет.
Премьер Владимир Путин, выступая на заседании госкомиссии, пообещал польской стороне решение любых проблем, связанных с расследованием. «Если у польской стороны возникли трудности, то скажите, устраним все проблемы, если они возникают», -- сказал он. Кроме того, премьер заявил, что правительство компенсирует расходы Москвы и Смоленска, связанные с крушением польского лайнера. «Мной подписано распоряжение о компенсациях за счет средств федерального бюджета всех расходов Москвы и Смоленска», -- сказал г-н Путин.
Военный прокурор Польши Кшиштоф Парульский, выступая на заседании госкомиссии, сообщил, что польская военная прокуратура проводит независимое расследование катастрофы. По его словам, достигнута договоренность с главой СКП об обмене информацией. «То сотрудничество, которое нас соединяет, далеко выходит за порядок, установленный Конвенцией об оказании правовой помощи, и оно больше связано с глубоким участием российской стороны, -- сказал он, обращаясь к г-ну Путину. -- Я хотел бы поблагодарить вас за то, что так гостеприимно приняли нас и оказали всяческое содействие. Я убежден, что без активного взаимного сотрудничества мы никогда не смогли бы установить причин крушения. Господин премьер-министр спрашивал, есть ли у нас трудности в ведении следствия, и я должен сказать, что никаких трудностей мы не испытываем. Я хочу выразить мнение свое и своих коллег о том, что мы находимся под глубоким впечатлением от хорошей организации работы российскими специалистами по расследованию происшествия. Я бы хотел поблагодарить жителей города Смоленск за то их участие в горе, которое постигло наш народ. Смоляне постоянно приносили цветы и выражали свое соболезнование».
Анатолий КАРАВАЕВ