Нурсултан Назарбаев использовал Вашингтон как полигон для внешних политтехнологий
У несведущего человека, оказавшегося в Вашингтоне в день проведения созванного американским лидером Бараком Обамой саммита по ядерной безопасности, могло создаться впечатление, что главный герой мероприятия на самом деле -- президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Плакаты с его изображением и призывом к миру полностью отказаться от ядерного оружия расклеены на огромном количестве автобусных остановок. Текст объявления гласит, что 1,5 млн граждан Казахстана пострадали от 500 ядерных взрывов, и эта страна, как никакая другая, знает цену ядерной угрозы (как известно, начиная с конца 1940-х годов в СССР на полигонах в Семипалатинске и Сары-Шагане проводились наземные и воздушные испытания ядерного оружия, а с 1963-го и до середины 1980-х -- подземные). Именно поэтому, сообщает г-н Назарбаев, его страна отказалась в свое время от собственного -- 14-го в мире -- арсенала ядерного оружия и теперь предлагает сделать это другим.
С подобной декларацией г-н Назарбаев выступает как близкий союзник Барака Обамы и рассчитывает, по-видимому, на политические дивиденды в виде улучшения своего имиджа в США (и американский президент, очевидно, не против такого союза -- среди его немногих двусторонних встреч с приехавшими на саммит главами государств была и встреча с Назарбаевым). При этом сам Барак Обама во время подписания в Праге российско-американского Договора по СНВ признал, что не рассчитывает дожить до безъядерного мира и пока нужно надежно защитить режим нераспространения ядерного оружия и материалов.
Вчера, начав саммит с минуты молчания в память о погибшем президенте Польши Лехе Качиньском, г-н Обама в очередной раз объяснил, как видоизменилась ядерная угроза миру. «Спустя два десятилетия после окончания «холодной войны» мы сталкиваемся с жестокой иронией истории: риск ядерного противостояния держав ушел в прошлое, но риск ядерного нападения возрос. Террористические организации, подобные «Аль-Каиде», пытаются получить материал для ядерного оружия, и если им это удастся, они точно пустят его в ход», -- заявил он. Противопоставить этому можно только надежный контроль за ядерными материалами -- или, по официальной терминологии, обеспечить их физическую защиту.
Поэтому значительная часть вчерашних дискуссий была посвящена тому, как обстоит дело с «физической защитой» в странах, представленных на саммите (стоит пояснить, что среди почти полусотни участников, разумеется, не было тех, чьи планы больше всего беспокоят мировое сообщество, -- лидеров Ирана и Северной Кореи). Как сказал вышедший к журналистам министр иностранных дел Сергей Лавров, Россия «одна из лидеров» с точки зрения надежности контроля за ядерным материалами. «Мы не только обеспечиваем такую физическую защиту у себя, но и помогаем многим странам, в том числе многим европейским странам, обеспечивать физическую защиту ядерных материалов на их территории», -- подчеркнул глава МИД РФ.
Сергей Лавров вчера вместе с госсекретарем США Хиллари Клинтон подписал протокол к российско-американскому межправительственному соглашению 2000 года об утилизации избыточных запасов оружейного плутония. Протокол подразумевает, что Россия и США могут приступить к уничтожению «ненужного» плутония, причем в равных объемах -- по 34 тонны с каждой стороны. Москве эта программа обойдется в 2,5 млрд долл. Г-н Лавров добавил, что американская сторона «внесет в качестве своего вклада в эту нашу программу» порядка 400 млн долларов.
По итогам саммита, завершившегося после подписания номера в печать, планировалось принять коммюнике и конкретный план работы. Выступление Дмитрия Медведева на саммите было запланировано на вторую половину дня. До этого он успел провести встречи с испанским премьер-министром Сапатеро, а также с соседями -- Виктором Януковичем и Нурсултаном Назарбаевым. Вечером, перед отлетом в Латинскую Америку, российский президент по традиции выступил в одном из вашингтонских «мозговых центров» --
на этот раз в Институте Брукингса (подробнее см. в завтрашнем номере «Времени новостей»).
Зарубежная поездка российского президента продолжится в Аргентине и Бразилии (там состоится очередной саммит БРИК). Завершится визит незапланированной остановкой в Польше. И хотя в Кремле пока осторожно комментируют тему участия г-на Медведева
в похоронах Леха Качиньского, очевидно, что российский президент лично почтит память погибшего коллеги.