Баварско-австрийский банк Hypo Group Alpe Adria (HGAA), попавший в середине декабря прошлого года под принудительную национализацию в Австрии, оказался куда более проблемным, чем предполагали власти Альпийской республики.
Как уже сообщала "Время новостей", «дочка» баварского земельного банка BayernLB к моменту перехода в руки Австрии стояла на грани банкротства. Местные чиновники понимали, что допускать этого нельзя -- HGAA неизбежно потянул бы за собой в пучину кризиса другие австрийские финансовые институты, и потому пошли на сделку с северными соседями. В итоге те уступили 67% принадлежащих им активов погрязшей в долгах "дочки" за символическую сумму -- 1 евро. Самому же BayernLB и соответственно баварскому земельному бюджету акционерное участие в дочернем предприятии обошлось в 2,3 млрд евро. Hypo Group Alpe Adria, как следует из его названия, по замыслу создателей предстояло стать форпостом финансового натиска на Австрию, а оттуда на Балканы.
Австрийцы в те тихие предрождественские дни брали на поруки прогоревший HGAA не глядя, в спешке.
На самом деле банк оказался весьма сомнительным рождественским подарком для австрийских налогоплательщиков. Уже к середине января стало известно, что против этого финансового института прокуратура федеральной австрийской земли Коринтия, где зарегистрирован HGAA, возбудила уголовное дело по подозрению в незаконной финансовой деятельности. Через полтора месяца после национализации в министерстве финансов в Вене прошло закрытое совещание с участием высших чинов ведомства и следователей. Последних прежде всего интересовали вопросы, на какой основе принималось решение о передаче HGAA в государственные руки, и чем была вызвана спешка? В представленных чиновниками документах говорилось, что "ввиду срочности дела не представилось возможности провести долгосрочную проверку Hypo Group Alpe Adria до его национализации и детально проанализировать причины, которые указывают на необходимость этого шага". Как стало известно сыщикам прокуратуры, в балансе HGAA зияет дыра "плохих" кредитов на 7 млрд евро, что существенно увеличивает масштаб надвигающейся на финансовый институт катастрофы. О чем они и сообщили чиновникам минфина.
Насколько новы для Австрии, нынешнего владельца Hypo Group Alpe Adria, все эти откровения юстиции, предстоит разобраться следствию. Пока же прокуратура представила потенциально возможную модель операций банка, подпадающих под соответствующие уголовные статьи. Суть ее такова. Хорватские бизнесмены учреждают фирмы в Лихтенштейне. Эти фирмы в свою очередь основывают дочерние компании в Хорватии, которые берут кредиты в Hypo Group Alpe Adria и приобретают земельные участки в Хорватии -- согласно выводам прокуратуры, по завышенным ценам. Сыщики по этому поводу говорят о "сознательном перефинансировании". Когда оказывается, что получатели не в состоянии обслуживать кредиты, дочерней фирме HGAA поступает поручение приобрести эту недвижимость по еще более высоким ценам. На эти цели, как стало известно следствию, Hypo Group предоставлял новые кредиты. "Тем самым объем финансирования искусственно раздувался, а недвижимость продавалась по цене, существенно превышающей реальную стоимость", -- считают следователи.
Но это еще не все. Прокуратура проверяет предположение о том, что дочерние фирмы HGAA в итоге продавали участки и находящиеся на них постройки "слишком дешево". Покупателями в данном случае, по мнению следователей, были хорватские бизнесмены. На этом, как значится в материалах следствия, "мыльном пузыре недвижимости" миллионы евро зарабатывали загадочные лихтенштейнские консультанты. Речь идет о "расходах на проектный менеджмент", установить которые невозможно, что в свою очередь вызывает подозрения об "укрывательстве денег".
Главное действующее лицо аферы -- бывший директор правления HGAA 50-летний Гюнтер Штридингер, который курировал направление под названием "Балканский бизнес". Следователи исходят из того, что он был в сговоре с хорватскими предпринимателями и действовал в ущерб банку. Параллельно следственные действия начала и прокуратура Лихтенштейна. Земельный судья княжества направил в прокуратуру баварского Клагефурта запрос на предмет оказания международной юридической помощи. Судья полагает, что с помощью раздутых кредитов HGAA на недвижимость в широком масштабе шел и процесс отмывания денег. Ранее, в марте 2007 года, об этом сообщала министерству юстиции Австрии и хорватская прокуратура, подозревая, что при совершении сделок с недвижимостью с помощью кредитов HGAA было отмыто около 260 млн евро. То есть австрийские чиновники должны были быть в курсе этого как минимум последние три года. Любопытно, что в мае 2007-го баварский BayernLB приобрел контрольный пакет активов Hypo Group Alpe Adria. Теперь и в Мюнхене следователи прокуратуры пытаются понять, приняли бы такое решение баварцы, если бы знали о загадочных криминальных сделках с недвижимостью в Хорватии? Или, напротив, именно отлаженные нелегальные схемы финансовых махинаций побудили сделать шаг на Балканы, который обошелся немецкому налогоплательщику в 2,3 млрд евро.