|
|
N°63, 14 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не указ
Правозащитники обвиняют Рашида Нургалиева в срыве поручений президента
Межрегиональная правозащитная ассоциация «Агора» обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить, почему министр внутренних дел Рашид Нургалиев не выполнил в положенный срок и в полном объеме поручения президента Дмитрия Медведева о реформировании МВД и борьбе с коррупцией в структурах министерства. Глава государства подписал соответствующий указ 24 декабря прошлого года, напоминают правозащитники. Согласно этому документу, глава МВД в течение трех месяцев обязан был «представить предложения по совершенствованию структуры органов внутренних дел и разработать комплекс антикоррупционных мероприятий».
Трехмесячный срок прошел, но, как отмечают представители «Агоры», ведомство г-на Нургалиева до сих пор не представило полноценной концепции реформы органов внутренних дел -- во всяком случае, общественности об этом неизвестно. «Генеральный прокурор -- единственное должностное лицо, уполномоченное проводить проверку законности действий министра внутренних дел в таких вопросах», -- пояснил «Времени новостей» председатель ассоциации «Агора» Павел Чиков. Письмо правозащитников было отправлено на имя генпрокурора Юрия Чайки во вторник.
«Пока мы рассматриваем исполнение министром первого из президентских указов, касающихся противодействия коррупции в милиции», -- подчеркнул г-н Чиков. В декабре президент Медведев дал главе МВД несколько конкретных поручений. Как напоминают правозащитники из «Агоры», в указе в числе прочего шла речь об «исключении дублирования милицейских функций, о разграничении полномочий и перераспределении штатной численности для противодействия преступности и обеспечения общественной безопасности, а также о введении практики ротации руководящего милицейского состава и о реализации антикоррупционных образовательных программ».
«Мы не утверждаем, что МВД ничего не сделало для исполнения президентских поручений», -- отмечает Павел Чиков. Действительно, были предложены некоторые антикоррупционные меры -- к примеру, в минувший четверг департамент кадрового обеспечения (ДКО) МВД опубликовал проект положения о личном поручительстве, целью которого должно стать «устранение кумовства и принципа личной преданности в милиции». «И введение института личного поручительства, и создание отдельного органа, который занимался бы выявлением коррупции и обеспечивал бы опубликование доходов сотрудников МВД, -- все это в определенном смысле можно считать исполнением поручений президента, -- заметил г-н Чиков. -- Но в том, что касается самого главного -- структурной реорганизации органов внутренних дел, ничего сделано не было. Если министерством и были приняты какие-то решения, то они почему-то не стали достоянием гласности. При этом г-н Нургалиев утверждал, что все такие решения будут опубликованы, и даже призывал участвовать в разработке, присылать свои замечания и т.д. Как это можно сделать, если общество ничего не знает о таких решениях?»
В «Агоре» напоминают, что в середине марта Дмитрий Медведев провел совещание по проверке качества исполнения его поручений -- тогда глава государства констатировал, что «ситуация достаточно сложная». Доклады, которые регулярно приходят президенту, «далеко не всегда выглядят содержательно, очень часто это отписки». «Если выявляются факты ненадлежащего отношения к такой работе, то к письму о продлении сроков теперь будет прилагаться еще один документ -- меры ответственности конкретных людей. Вплоть до увольнения безотносительно к чинам и званиям», -- пригрозил тогда г-н Медведев.
Однако теперь милицейскую реформу могут спустить на тормозах, опасаются в правозащитном объединении «Агора». Если после дела Дениса Евсюкова, видеоразоблачений майора Дымовского и многочисленных инцидентов с участием работников МВД тема «перезагрузки» милиции была горячей, то сейчас, когда на повестке дня вновь стоит террористическая угроза, любые разговоры о реформе правоохранительной системы могут быть объявлены неактуальными. Заметим, что на этой неделе Конституционный суд раскритиковал президентские поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание для сотрудников милиции, совершивших преступление.
«Сейчас становится очевидной попытка ухода от самой сути -- реформы всей структуры МВД, -- подчеркивает глава «Агоры» Павел Чиков. -- Очевидно стремление министерства свести всю реформу к принятию нового закона «О милиции». Судя по тем разработкам, которые есть у нас на руках, законопроект не вызывает никаких возражений. Но он не отвечает на вопрос о реформировании органов внутренних дел в целом». У правозащитников возникают подозрения в том, что руководитель МВД принял решение саботировать реформирование возглавляемого им министерства, отодвинуть эту проблему на второй план, и, как подчеркивается в обращении «Агоры» к генпрокурору, «тем самым заволокитить и заблокировать полное и всестороннее выполнение указаний, данных президентом».
«Снять целый ряд претензий, которые сегодня накопились у людей в отношении сотрудников правоохранительных структур», должен президентский пакет законопроектов по реформе МВД, который Госдума планирует рассмотреть в ближайшую пятницу. Об этом вчера заявил глава профильного комитета по безопасности нижней палаты парламента Владимир Васильев. Все три законопроекта, внесенные в нижнюю палату Дмитрием Медведевым, прошли экспертизу в комитете и рекомендованы депутатам для принятия в первом чтении. В том числе будут обсуждаться поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, согласно которым совершение преступления сотрудником милиции признается отягчающим обстоятельством. Говоря об упомянутой выше неодобрительной реакции Конституционного суда на эту инициативу, депутат Васильев подчеркнул, что речь не идет об официальном заключении КС. По его словам, было получено письмо за подписью секретариата Конституционного суда, в котором «действительно содержится ряд конкретных замечаний и предложений по текстам законопроектов». Замечания, изложенные в письме, будут при необходимости учтены, заметил глава думского комитета по безопасности, но, подчеркнул он, «такого рода документ не может являться основанием для того, чтобы откладывать, не рассматривать в первом чтении пакет законопроектов».
Михаил МОШКИН