|
|
N°63, 14 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вся власть советам
Минэкономразвития предлагает назначать инноваторов с помощью экспертных органов
Министерство экономического развития предложило свой вариант решения ключевой проблемы поддержки инновационного бизнеса -- метода определения компаний и направлений деятельности, достойных отнесения к инновационным. Оно предлагает передать право отбора компаний, которые смогут пользоваться соответствующими налоговыми льготами, специальным комиссиям, сформированным на региональном уровне, даже признавая наличие коррупционных рисков в такой схеме.
Налоговые проблемы были названы самыми острыми и даже болезненными в отношениях предпринимательского сообщества и власти на организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в рамках стартовавшей 12 апреля «Недели российского бизнеса» VIII Налоговой конференции. Больше всего бизнесменов волнует фактический рост фискальной нагрузки после увеличения с 2011 года ставок страховых платежей с 26 до 34% от фонда заработной платы. «Мы боимся, что те налоговые льготы, которые намерено предложить правительство для компенсации роста налоговой нагрузки, окажутся невостребованными, так как мы не сможем идентифицировать инноваторов, инновационные процессы», -- высказал опасение глава РСПП Александр Шохин. Поэтому он настаивает на отказе от увеличения страховых взносов по крайней мере до тех пор, пока экономика не выйдет из кризиса.
Но на снижение налоговой нагрузки бизнесу надеяться вряд ли стоит. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, она в России и без того существенно ниже, чем в других странах мира. В целом фискальная нагрузка в России составляет 30,3% ВВП, а без ресурсных платежей (в совокупности составляющих 9,1% ВВП) в виде налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин, которые ложатся также в основном на сырьевые отрасли, «на остальную экономику налоговая нагрузка еще ниже».
Большинство из предлагаемых Минфином изменений налоговой системы вряд ли можно отнести к снижающим фискальную нагрузку. Так, г-н Шаталов рассчитывает, что уже в весеннюю сессию будет принят закон о трансфертном ценообразовании, который не позволит компаниям уклоняться от налогообложения за счет установления низких цен при сделках между зависимыми компаниями. Минфин поддержал позицию РСПП в вопросе одновременного вступления в силу этого закона и поправок к Налоговому кодексу, определяющих понятие консолидированного налогоплательщика. Но он защитит от обвинений в использовании трансфертных цен для минимизации налоговой нагрузки только очень крупные холдинги -- не более десятка.
До сих пор в правительстве продолжаются дискуссии о масштабах грядущего повышения совокупной ставки страховых взносов. Как известно, Минфин и Минэкономразвития настаивают на том, чтобы с 2011 года они увеличивались не до 34%, а до 32%. Сделать это предлагается за счет моратория на один-два года на повышение ставки взноса в Фонд обязательного медицинского страхования, пока не будет утверждена программа реформирования этой системы.
Однако логика отказа от повышения ставок страховых взносов из-за неготовности программы реформирования медицинского страхования с таким же успехом может быть распространена и на Пенсионный фонд, уверен заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам единоросс Андрей Макаров. По его мнению, реальное увеличение налоговой нагрузки не имеет никакого отношения к пенсионной реформе. «Все проблемы пенсионной системы просто перекладываются с госбюджета на бизнес». Этого в общем-то не скрывал и премьер-министр Владимир Путин. В ноябре 2009 года на Пенсионном форуме он заявил: «Мы с вами, все общество, должны сделать выбор: либо бизнесу оставить деньги, либо пенсионерам». Выбор сделан с проведением валоризации. «Компенсировать эти потери бизнесу невозможно», -- уверен депутат Макаров.
На прежнем уровне страховые взносы останутся только для некоторых категорий налогоплательщиков. Так, по ставке 14% их будут платить производители программных продуктов, причем распространяться эта льгота будет и на тех, кто работает на экспорт, так и для внутреннего рынка. Такие же возможности, по словам г-на Шаталова, будут предоставлены резидентам технико-внедренческих зон. Пониженные ставки пока сохранятся и для средств массовой информации. «Они доказали правительству необходимость переходного периода», -- заявил замминистра финансов.
Правительство намерено завершить реформу политики в отношении амортизационной льготы по налогу на прибыль. «Очень важно провести группировку по функциональным признакам, чтобы амортизация сходного оборудования одновременно учитывала не только физическое, но и моральное устаревание», -- пояснил г-н Шаталов.
Минфин с нетерпением ждет результатов по итогам 2009 года, когда компаниям была предоставлена возможность относить затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) на расходы с коэффициентом 1,5 (каждый рубль, направленный на НИОКР, освобождает от налогообложения 1,5 руб.). «Ни одного решения по предоставлению льгот по НИОКР не было, -- развеял все надежды директор департамента инвестиционной политики и государственно-частного партнерства Министерства экономического развития Сергей Беляков. -- Налоговые органы не обладают такой компетенцией, чтобы самостоятельно определять, можно применять такую льготу или нет».
В числе новаций, которые уменьшают налоговую нагрузку на экономику, замминистра финансов Сергей Шаталов назвал освобождение от налога на имущество энергоэффективного оборудования на три года с начала его эксплуатации. «Принципиальное решение на этот счет принято, -- заверил г-н Шаталов. -- Осталось узнать, что такое энергоэффективное оборудование».
Изменение практики предоставления отсрочек по уплате налогов, по словам замминистра, «из формального инструмента превратится в реальную действенную меру», которая поддержит налогоплательщиков, имеющих временные (чиновник особо акцентировал внимание на этом слове) трудности с уплатой налогов. Главное, по его мнению, «не продлевать агонию предприятий, которые не имеют шансов на выживание».
Такой же работающей мерой должен стать инвестиционный налоговый кредит. Он будет предоставляться предприятиям, которые выделяют средства на модернизацию и техническое перевооружение своих производств, на экологические мероприятия, за создание новых рабочих мест для инвалидов. Причем, возможно, полномочия по предоставлению подобных льгот будут переданы на региональный уровень -- либо местным налоговым управлениям, либо финансовым структурам субъектов федерации, либо специально созданным агентствам.
Принято принципиальное решение до 2020 года освободить от налогообложения коммерческие и некоммерческие организации, работающие в сфере образования и здравоохранения. Обсуждается только вопрос, освобождать ли от налогов всю прибыль, в том числе и выводимую за пределы образовательной или медицинской компании, или только ту ее часть, которая будет инвестирована в развитие самого этого бизнеса. По словам представителя Минэкономразвития Сергея Белякова, его ведомство выступает за полное освобождение данных секторов от налогов. «Для бюджета потери будут небольшими», -- заверил чиновник.
Минэкономразвития предлагает добавить к компенсационным мерам Минфина специальный налоговый режим для инновационных компаний и компаний, которые занимаются модернизацией. Освободить от налога на прибыль, налога на имущество, от земельного налога, сохранив ставку подоходного налога на уровне 15% и установить ставку по социальным взносам на уровне 14%. Г-н Беляков согласен с Минфином в том, что установить формальные критерии отнесения к инновационному бизнесу невозможно. Тем не менее подобные льготы есть во многих странах, которые стремятся выйти на новый технологический уровень. И там выбор компаний, на которые должен распространяться льготный режим, всегда проводится на основании экспертной оценки. Аналогичным образом эта проблема может быть решена и у нас.
Экспертные советы могут быть структурами, «аффилированными с региональными управлениями налоговой службы», либо это могут быть специальные агентства, созданные на уровне субъектов федерации. В любом случае они должны будут в обязательном порядке отслеживать, как компании пользуются полученными льготами.
Предлагается также освободить от налогообложения прибыль, получаемую по ценным бумагам. Чтобы стимулировать долгосрочные инвестиции, это будет делаться только в случае владения бумагами более пяти лет.
Свой вклад в дело экономической поддержки модернизации экономики внесла и Федеральная налоговая служба. Заместитель ее руководителя Сергей Шульгин предложил освободить от налога на имущество любые виды оборудования. По его мнению, это будет стимулировать предприятия к техническому обновлению.
«Нам не хотелось бы, чтобы налоговая политика выражалась, с одной стороны, в принятии решений об увеличении фискальной нагрузки, а с другой стороны, в заявлениях о компенсационных льготах, которые не доводятся до технологически понятных схем, одинаково толкуемых и идеологами налоговых реформ, и правоприменителями - -налогоплательщиками и налоговиками», -- высказал свое пожелание по завершении конференции Александр Шохин.
Андрей СУСАРОВ