|
|
N°62, 13 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Финансы перестали петь романсы
Доходы бюджета вышли на докризисный уровень, расходы превзошли его
Дефицит федерального бюджета в марте составил 3,9% ВВП, что почти вдвое меньше по сравнению с февралем, когда он достигал 7,9% ВВП. Объясняется такой показатель тем, что по итогам первого квартала 2010 года бюджетные доходы немного опережают запланированные на этот год показатели. Кроме того, они заметно превзошли поступления аналогичного докризисного периода 2008 года.
Бюджетный дефицит формируют масштабно выросшие по сравнению с докризисным уровнем государственные расходы. Они пока сдерживаются относительно заложенных в бюджет на 2010 год плановых показателей, но менее успешно, чем два года назад, когда бюджет исполнялся с заметным профицитом.
Федеральный бюджет РФ в первом квартале 2010 года исполнен с дефицитом в размере 307,6 млрд руб., или 3,2% ВВП, говорится в опубликованных на официальном сайте Министерства финансов предварительных данных об исполнении бюджета. Доходы бюджета в январе--марте составили 1953,3 млрд руб., что равно 28,1% от запланированных годовых поступлений в законе о бюджете на текущий год. Нефтегазовые доходы сохранились примерно на уровне 300 млрд руб. в месяц. Даже при том, что цены на нефть за первый квартал оказались значительно выше тех, исходя из которых был рассчитан бюджет-2010 (75 вместо 58 долл. за баррель), нефтегазовые доходы отстали в своем приросте от доходов остальной экономики и обеспечили за три месяца 27,5% годового плана. Для сравнения: ненефтегазовый сектор обеспечил 28,6% ожидаемых от него годовых поступлений.
Федеральная налоговая служба (ФНС) уже выполнила 31,2% годового задания, собирая в бюджет в начале этого года в среднем 284 млрд руб. в месяц. В 2008 году этот показатель был равен 262 млрд руб., причем он включал единый социальный налог (ЕСН), который с этого года преобразован в страховые взносы в фонды социального страхования и выведен из состава бюджетных доходов. Для корректного сравнения налоговых сборов первых месяцев 2010 года и предкризисного начала 2008-го к нынешним цифрам следовало бы прибавить 100--130 млрд руб. ежемесячных страховых взносов, собираемых Пенсионным фондом России (ПФР) и Фондом социального страхования (ФСС).
Пока отстают от 2008 года платежи, администрируемые Федеральной таможенной службой (ФТС). В этом году она собирает в среднем 296 млрд руб. в месяц, в то время как в 2008 году перечисляла в бюджет ежемесячно334 млрд руб. Но и здесь наблюдается вполне устойчивая положительная динамика из месяца в месяц, что позволило ФТС почти выполнить квартальный план -- 24,3% годового задания.
Традиционно высоки поступления, администрируемые другими федеральными органами: в 2008 году они за первый квартал обеспечили почти половину годового задания, в этом -- 40,7% (205 млрд руб.). Из них 99,3 млрд составили доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте за три месяца сократился с 1830,5 до 1553,3 млрд руб., то есть на 277,2 млрд руб. (на 107,7 млрд руб. -- из-за курсовой переоценки, и 169,5 млрд руб. направлены на финансирование дефицита). Фонд национального благосостояния также сократился на 5% (с 2769 до 1630,3 млрд руб.), но исключительно за счет курсовой переоценки.
В итоге и без «потерянного» для федерального бюджета ЕСН доходы первого квартала 2010 года на 1,1% превзошли поступления 2008 года. Прошлогодние показатели разгара кризиса превышены на 12,9%.
Если бюджетные доходы в общем и целом "оправились" от кризиса, то госрасходы его даже и не заметили. За первый квартал 2010 года они составили 2260,9 млрд руб., или 22,8% от уточненной росписи на год. За тот же период 2008 года государство потратило на 40% меньше: 1383 млрд руб. Причем реальные расходы тогда отставали от плановых гораздо сильнее: к апрелю было выполнено только 19% годового задания.
Дефицит бюджета в марте составил 138,1 млрд руб. (3,9% ВВП) по сравнению с дефицитом в феврале в размере 256,6 млрд руб. (7,9% ВВП) и профицитом в январе 87,1 млрд руб. (3% ВВП). Мартовское сокращение размера дефицита позволяет надеяться на его удержание по итогам года в рамках бюджетного задания -- в пределах 6,8% ВВП. Тем более что и квартальные размеры ВВП в этом году превысили абсолютные данные за 2008 год на 17,4% (в прошлом году этот показатель был на 0,4% ниже).
Высокий уровень неопределенности в исполнении текущего бюджета вынуждает Минфин отодвигать финальную дату работы над проектом федерального бюджета на следующий год с 26 августа, как это предусмотрено Бюджетным кодексом, на 1 октября (см. «Время новостей» от 8 апреля). Как и в 2009-м, в этом году дата сдачи проекта главного финансового документа страны перенесена на месяц ввиду форсмажорных обстоятельств, каковыми признан мировой финансовый кризис. В минувшую пятницу заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что Минфин намерен узаконить новый срок в качестве постоянного. По ее словам, премьер-министр Владимир Путин поддержал инициативу Минфина о внесении соответствующих поправок в Бюджетный кодекс.
«Опыт показал, что время подготовки, вопросы обсуждения и качество законопроекта лучше», если проект бюджета вносится 1 октября, заявила замминистра финансов. По мнению г-жи Нестеренко, качество бюджета за дополнительный месяц работы существенно повышается, а Госдума вполне успевает принять документ к началу нового финансового года.
Над проектом бюджета на 2011--2013 годы Министерство финансов работает уже в соответствии с новыми сроками. Предполагается, что 26 апреля Минэкономразвития будет представлен утвержденный макроэкономический прогноз, а в начале июня сверстают федеральные целевые программы. Также Минфин надеется на утверждение подготовленных им основных направлений налоговой политики на 2011--2013 годы. Остается надеяться, что сентябрьский мозговой штурм после качественного летнего отдыха позволит всем ответственным за подготовку проекта бюджета внести к 1 октября в Государственную думу более реалистичный документ.
Андрей СУСАРОВ