|
|
N°62, 13 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Союз на двоих
Россия и Катар обсуждают энергетический альянс без Ирана
Представительная делегация руководителей компаний российского ТЭКа во главе с вице-премьером Игорем Сечиным посетила Катар с целью на месте ознакомиться с возможностями двусторонней кооперации. Это был ответный визит -- 24 марта в Москве премьер-министры двух стран Владимир Путин и Хамад Бен Джасем аль-Тани договорились сотрудничать в сфере электроэнергетики, инвестиций, торговли и, конечно, газа. В Дохе стороны решили создать комиссию в газовой сфере, а энергетический вице-премьер Катара Абдалла Бен Хамад аль-Аттыйя даже сообщил, что уже передал российской стороне список своих представителей в новый орган. Сопредседателем станет министр энергетики и промышленности Моххамед Бен Салех аль-Сада, помогать ему будут несколько членов руководства госкомпании Qatar Petroleum. Ожидается, что Москва в кратчайшие сроки номинирует своих представителей (по протоколу российскую группу, видимо, возглавит министр энергетики Сергей Шматко) и стороны проведут первое заседание в ближайшее время.
И в Москве, и в Дохе переговорщики заявляли о наличии конкретных проектов сотрудничества вплоть до взаимных инвестиций или обмена активами по производству сжиженного природного газа. Однако на самом деле это больше похоже на очередную попытку напугать рынок сближением двух основных игроков, контролирующих около 50% запасов и обладающих мощностями для экспорта свыше 300 млрд кубометров газа в год. Правда, на сегодняшний день в условиях фактического закрытия американского рынка, падения спроса со стороны развитых стран и перепроизводства газа в мире Россия и Катар больше похожи на конкурентов, чем на партнеров. Но каждый хочет максимально точно понимать планы соперника.
Сначала Москва пыталась договориться с Алжиром, который является третьим после «Газпрома» и Норвегии экспортером газа в ЕС. Меморандум о сотрудничестве наполнить конкретикой не удалось, и по инициативе алжирской стороны он не был продлен. Затем лично Владимир Путин предлагал Ирану обширное сотрудничество в газовой сфере вплоть до контроля за ценами. Тоже ничего не вышло, так как Тегеран находится в международной изоляции и, несмотря на огромные газовые резервы, остается нетто-импортером газа.
Осенью 2008 года, когда кризис стал набирать обороты, увлекая вниз цены на углеводороды, была предпринята еще одна попытка устрашить рынок еще более одиозным альянсом. Тогда в Тегеране было объявлено о создании «большой газовой тройки» (Россия, Катар и Иран). Участники планировали собираться три-четыре раза в год для обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес. Но проект оказался нежизнеспособным. Россия пыталась взять под контроль процесс институализации Форума стран -- экспортеров газа (ФСЭГ), но застолбить за собой штаб-квартиру новой организации не смогла (победила катарская Доха). Правда, в прошлом году все же удалось делегировать на пост генсека ФСЭГ своего представителя (Леонида Бохановского), но говорить о возможности Москвы определять политику организации экспортеров газа преждевременно. Нужно дождаться первой содержательной встречи участников ФСЭГ, которая состоится через неделю в алжирском Оране.
Теперь же наблюдается новый виток сближения газовых держав, но уже в двустороннем формате. По мере приближения к подписанию Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений между Россией и США (состоялось на прошлой неделе в Праге) Иран становился все менее перспективным контрагентом для энергетической дружбы и партнерства.
Г-н аль-Аттыйя после переговоров с российской делегацией сообщил, что обсуждалась в том числе и возможность выступить с консолидированной позицией на встрече экспортеров газа в Оране. Напомним, что в ходе мартовской встречи премьер-министр России заявлял о необходимости проводить «совместную работу на рынках», а гость из Катара более тактично говорил о том, что мы продаем один и тот же продукт (газ) и «должны предпринимать общие усилия».
С Игорем Сечиным в Доху ездили министр энергетики Сергей Шматко, замглавы МИДа Александр Салтанов, заместитель министра промышленности и торговли Денис Мантуров, а также президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, глава правления «Интер РАО ЕЭС» Борис Ковальчук, гендиректор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, президент СИБУРа Дмитрий Конов и предправления НОВАТЭКа Леонид Михельсон. «Газпром» представлял заместитель председателя правления Александр Медведев.
Алексей ГРИВАЧ