|
|
N°128, 19 июля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нехороший терем
Китай требует у Канады героя коррупционного скандала
Год назад в приморском городе Сямэнь для публики открылись двери невиданного «антикоррупционного музея», равного которому, пожалуй, нет в мире. Семиэтажный офис «Красный терем», построенный несколько лет назад, был чем-то вроде борделя, где расслаблялись местные чиновники. Владелец заведения, глава компании «Юаньхуа» Лай Чансин, вложил 17 млн долл. в его оборудование. А когда уличенный в экономических преступлениях г-н Лай бежал в Канаду, государство решило использовать брошенную им недвижимость в назидание общественности. Заплатив пять юаней (чуть меньше доллара), обалдевшие граждане могли своими глазами увидеть роскошные помещения, тайные входы, сауны, комнаты для интимных свиданий с девицами легкого поведения и миниатюрные видеокамеры для записи компромата. Чиновники из других частей страны толпами рванули за казенный счет в Сямэнь для «изучения опыта» «Красного терема», что дало журналистам повод говорить о феномене «коррупции под предлогом борьбы с коррупцией». Злые языки утверждали, что чиновники хотели сравнить «Красный терем» с теми коррупционными благами, которые предлагают им местные гангстеры. У людей же возникли серьезные опасения, что «музей» станет для чиновников учебным пособием по коррупции, а не по борьбе с ней. «Антикоррупционный музей» закрыли через месяц.
Дело компании «Юаньхуа» проливает свет на механизм «обмена власти на деньги», к которому прибегают жаждущие быстрого обогащения госчиновники. В обмен на деньги и женские ласки чиновники построили для «Юаньхуа» почти непробиваемую «крышу», под прикрытием которой компания гнала через порт контрабандные партии сигарет, автомобилей, нефти, текстиля, химической продукции. Государству был нанесен ущерб более чем на 3,6 млрд долларов. Беспрецедентными оказались количество и ранг причастных к контрабанде чиновников -- к смертной казни по делу «Юаньхуа» приговорены замминистра внутренних дел Ли Цзичжоу, начальник сямэньской таможни, заместитель главы управления МВД провинции Фуцзянь, вице-мэр города.
Больше всего китайские власти мечтают увидеть на скамье подсудимых самого Лай Чансина, но уже три года «великий комбинатор» с семьей спокойно отсиживается за границей. В конце июня канадские власти решили отказать китайскому контрабандисту в статусе беженца. Г-н Лай утверждает, что стал невинной жертвой разборок китайских спецслужб, которые прикончат его на месте без суда и следствия. Однако иммиграционный суд пришел к выводу, что Лая требуют на родину для суда за «неполитические» преступления. Хотя по делу «Юаньхуа» в Китае уже расстреляны 14 человек, Пекин дал Оттаве твердые гарантии того, что Лай Чансину эта участь не грозит. По китайским оценкам, Лай Чансин отмыл в Канаде через «подпольные банки» примерно 1,5 млрд долларов. По китайским оценкам, с 1997 по 1999 год из страны за границу незаконно утекло 52 млрд долл., солидная часть этой суммы осела в Канаде.
Попытки китайских властей возместить хотя бы крохотную часть ущерба за счет продажи конфискованного имущества «Юаньхуа» не увенчались успехом. Вчера на аукцион за 20,3 млн долл. был выставлен недостроенный 30-этажный гостиничный комплекс. Однако малочисленная публика, большую часть которой составляли журналисты, хранила гробовое молчание, и организаторы отложили торги. На месте фундамента грандиозного 88-этажного небоскреба международного центра «Юаньхуа» за эти годы образовался абсолютно неликвидный пруд с заросшими бурьяном берегами. Да и на «Красный терем» вряд ли найдется солидный покупатель. Зная о всекитайской скандальной славе этого здания, перепуганные сямэньские чиновники будут теперь за версту обходить «терем» вместе с его новым владельцем.
Александр ЛОМАНОВ