|
|
N°150, 19 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба позвала в Джейхан
Осталось заполнить ее нефтью
Накануне Дня независимости Азербайджана, в минувший вторник, партнеры по проекту строительства основного экспортного трубопровода Баку--Тбилиси--Джейхан торжественно подписали в президентском дворце два соглашения: о создании спонсорской группы и о транзите нефти по территории Азербайджана. Аналогичные документы вчера были скреплены подписями в Тбилиси, сегодня та же церемония состоится в Анкаре.
Документы нерядовые, ведь с момента их подписания начинается практическая реализация проекта. В спонсорскую группу вошли ГНКАР (Государственная нефтяная компания Азербайджана), имеющая 50-процентную долю, и акционеры АМОК (Азербайджанская международная операционная компания). Партнеры АМОК свою долю участия сохранили в той же пропорции, что и в самом проекте (BP -- 25,4%, Unocal -- 7,48%, Statoil -- 6,37%, турецкая TPAO -- 5,02%, Itochu -- 2,92%, Ramco -- 1,55%, DeltaNess -- 1,25%).
Не пожелали войти в спонсорскую группу американская ExxonMobil и российский ЛУКОЙЛ. Первая мотивировала отказ «чрезмерной дороговизной проекта» и сомнением в его окупаемости из-за ограниченности объемов транзитной нефти. Второй заявил о том, что свою долю будет вывозить собственными силами (по трубопроводу Баку--Новороссийск или танкерами в дагестанский порт Махачкала).
Партнеры спонсорской группы составят костяк MEPCO (Main Export Petroleum Company), в которой ГНКАР будет обладать контрольным пакетом. Доступ как в спонсорскую группу, так и в MEPCO открыт и другим компаниям -- все зависит от того, какой пай и на каких условиях они готовы внести. Участники спонсорской группы собрали 120 млн долл., которые планируется израсходовать на инженерные и поисковые работы на трассе. Стоимость трубопровода Баку--Тбилиси--Джейхан, строительство которого продлится с 2001 по 2004 год, составляет 2,4 млрд долларов. Его эксплуатация рассчитана на 40 лет и предполагает транспортировку до 50 млн т нефти в год.
Гейдар Алиев, выступая на церемонии подписания, дал высокую оценку проделанной работе и отметил "историческую значимость трубопровода для Азербайджана и государств региона". Однако ни он, ни руководители иностранных компаний, впервые заявившие "об исторической роли Гейдара Алиева в реализации проекта", ни словом не обмолвились о том, как обстоят дела с гарантиями Казахстана подключиться к этому трубопроводу и какие объемы нефти это прикаспийское государство готово транспортировать по этому маршруту. Очевидно, что сам Азербайджан не сможет полностью заполнить трубу нефтью, добываемой на месторождениях Азери--Чираг--Гюнешли. К тому же до сих пор комитет АМОК, состоящий из потенциальных инвесторов, не принял решения о полномасштабной разработке месторождений для добычи "большой нефти".
Ариф УСЕЙНОВ, Баку