Время новостей
     N°61, 12 апреля 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.04.2010
Общественный нефтетранспорт
Миноритарии предложили провести IPO «Транснефти»
Миноритарные акционеры «Транснефти» обратились к членам ее совета директоров, в том числе к главе Минэнерго Сергею Шматко, который возглавляет совет, а также к министру финансов Алексею Кудрину с предложением провести первичное размещение обыкновенных акций компании. В обращении Prosperity Capital Management, East Capital International и Vostok Nafta Investment (контролируют около 17% привилегированных акций) отмечается, что IPO могло бы привлечь широкий круг российских и западных инвесторов. По мнению экспертов, публичное размещение могло бы оказаться выгодным и для основного акционера -- государства.

До недавнего времени «Транснефть» не стремилась к абсолютной прозрачности и дополнительным трудностям, связанным с публичным размещением. Однако в нынешних условиях IPO прежде всего поможет собрать средства для выполнения инвестпрограммы. «Размещения сравнительно небольшой доли будет достаточно для покрытия затрат даже на крупные проекты. Меньше 5% акций покроют расходы на проект Заполярное--Пурпе», -- пояснил «Времени новостей» начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров. Вопрос о том, кто должен финансировать строительство новых нефтепроводов, возникает периодически. Так, когда обсуждался проект трубопровода Пурпе--Самотлор, руководство «Транснефти» настаивало на том, что платить должны сами нефтяники, а государство впоследствии компенсировало бы им затраты. История повторилась и с проектом Заполярное--Пурпе. Нефтяным компаниям, заинтересованным в новой транспортной артерии, было предложено скинуться на строительство трубопровода. В обоих случаях они не согласились на предложенные условия. И в марте «Транснефть» приступила к прокладке трубы Пурпе--Самотлор за счет собственных средств. Строительство нефтепровода, которое планируется завершить в 2012 году, оценивается в 45 млрд руб. Труба Заполярное--Пурпе протяженностью около 600 км, по предварительным подсчетам, получалась в полтора раза дороже, и, по словам главы «Транснефти» Николая Токарева, оптимальным вариантом было бы финансирование этого проекта за счет увеличения уставного капитала.

Но допэмиссия акций в пользу государства была бы не слишком интересна миноритарным акционерам, полагают эксперты. Проведение IPO, напротив, позволило бы фондам привлечь дополнительные средства. «Стабильный рост тарифов на транспортировку нефти (в ФСТ ожидают увеличения на 15% в год), на фоне стабильного спроса на этот вид услуг делает бизнес «Транснефти» привлекательным, а инвестиции в Prosperity Capital, East Capital и Vostok Nafta надежными», -- отмечает г-н Александров. Кроме того, IPO дало бы государству возможность осуществить значительные вложения в нефтетранспортировку, в том числе за счет иностранных инвесторов, сохранив при этом полный контроль над компанией.

Пока в структурах на предложение миноритариев не откликнулись. Если решение об IPO все же будет принято, то это откроет перед действующими акционерами возможность существенно заработать. В последнее время бумаги компании стремительно росли, но при этом не публиковалось статистики, способной так воодушевить инвесторов. Теперь же у продавцов есть возможность удачно реализовать разогнанные почти вдвое акции.

Петр ГЕЛЬТИЩЕВ