|
|
N°61, 12 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний спуск
На Камчатке под лавиной погибли десять человек
Спасатели вчера завершили поисковую операцию в горах на Камчатке, где накануне под мощную снежную лавину попала группа туристов. По окончательным данным, в результате ЧП погибли десять человек и еще двое получили тяжелые травмы. Все пострадавшие -- сноубордисты из России, Германии и Бельгии, а также члены экипажа вертолета Ми-8 компании «Камчатские авиалинии», который доставил спортсменов к месту спуска. Региональное управление СКП начало доследственную проверку по факту ЧП, однако пока признаков преступления, как минимум в плане нарушения норм авиационной безопасности, не установлено. По мнению спасателей, вероятнее всего трагедия стала результатом неосторожности самих сноубордистов и рокового стечения обстоятельств.
По информации Главного управления (ГУ) МЧС по Камчатскому краю, трагедия произошла в субботу около полудня в окрестностях озера Начикинское на перевале Дукук примерно в 90 км от Петропавловска-Камчатского (Елизовский район), куда на вертолете Ми-8 была доставлена группа спортсменов-сноубордистов. В нее входили 15 человек -- 11 граждан Германии, один гражданин Бельгии и трое россиян, среди которых был и внук командира экипажа вертолета. Экипаж Ми-8 состоял из трех человек.
На перевале Дукук сноубордисты планировали покататься по нетронутому, "дикому" снегу. На вершину они забрасывались вертолетом, который зависал над ней и высаживал спортсменов, -- такой способ катания называется «хэли ски». По данным МЧС, эта группа отдыхала на Камчатке с 1 апреля, и полет на перевал Дукук был для спортсменов в туристической программе последним. Уже вечером 11 апреля иностранцы должны были вернуться на родину. В район Начикинского озера они вылетели утром на арендованном Ми-8 компании «Камчатские авиалинии».
По предварительным данным, экипаж вертолета высадил 15 сноубордистов на перевале на высоте примерно 1200 метров над уровнем моря, после чего приземлился в долине на холме примерно в 100 метрах от склона, выключив двигатели, в ожидании, пока туристы спустятся.
Что именно стало причиной схода лавины, пока не установлено, но спасатели полагают, что снежные пласты сдвинули с места сами сноубордисты. Огромная снежная масса (по оценкам специалистов, объемом около 2 млн кубометров) при этом, как установили спасатели, пошла не единым «течением», а разделилась на два параллельных потока, которые уже у подножия горы столкнулись в попутном направлении, в результате чего огромные массы снега были выброшены на пригорок, на котором стоял вертолет. Тяжелую машину, как установили следователи, лавина смяла и протащила более 200 метров.
Из 15 сноубордистов, находившихся в этот момент на склоне, шестерым удалось уклониться от лавины, и они не пострадали. Девять же спортсменов оказались под завалами высотой около 10 метров. Выжил из них лишь один -- он получил тяжелые травмы, но был вскоре обнаружен уцелевшими товарищами. По предварительным данным МЧС, погибли пятеро спортсменов из Германии, россияне Павел Малюга и Александр Астротин (внук командира экипажа Ми-8) и Андрей Науменко, имевший двойное гражданство. Из трех членов экипажа вертолета выжил лишь его командир Александр Астротин. Его спасло то, что в момент ЧП он находился в пилотской кабине, но пока лавина тащила вертолет, он получил многочисленные травмы. Двое других членов экипажа при сходе лавины находились в салоне, их выбросило наружу, и они оказались погребены под снегом.
В региональное управление МЧС информация о ЧП на перевале Дукук поступила около четырех часов дня после того, как вертолет не вышел на очередной сеанс связи. На его поиски были направлены несколько спасательных групп, которые быстро обнаружили место ЧП. Однако откопать из-под снежной толщи тела всех попавших под лавину удалось лишь вчера днем. По предварительным данным экспертов, причиной смерти большинства пострадавших стала асфиксия, то есть они попросту задохнулись под многометровым слоем плотного снега.
Как отметили в региональном МЧС, туристическая группа не была зарегистрирована в местном поисково-спасательном отряде, а обязанности гидов-проводников в ней исполняли двое граждан Германии (оба они выжили). По мнению спасателей, именно они и должны были отвечать за безопасность спусков, оценивая состояние снега на склоне. В региональном СКП в свою очередь отметили, что по результатам предварительной проверки нарушений в действиях экипажа вертолета в плане обеспечения летной безопасности не обнаружено.
Алексей ГРИШИН