Президент России Дмитрий Медведев на прошлой неделе внес в Государственную думу законопроект о противодействии рейдерству. Но в российских регионах рейдерские захваты, причем с участием местных органов власти, продолжают оставаться частью правил, по которым вынужден жить малый и средний бизнес. Пока президентский законопроект регистрировали в Госдуме, получил развитие конфликт между двумя карельскими компаниями,
о котором газета «Время новостей» подробно писала в номере от 17 марта. Сотрудники компании «Прионежский габбродиабаз» (ПГД), с начала 2000 годов добывающей строительный щебень на Карельском перешейке, полагают, что их конкурент и непосредственный сосед «Карелприродресурс» приступил к финальной фазе рейдерского захвата ПГД.
Не секрет, что среди акционеров «Карелприродресурса» -- сын премьер-министра Карелии Дмитрий Чернов. В Петрозаводске руководителям ПГД несколько раз намекали, что любые проблемы могут быть решены, если половина компании достанется высшим карельским чиновникам. На совещание заинтересованных карельских ведомств по поводу этого конфликта, прошедшее вчера при участии главы Карелии Сергея Катанандова, ПГД не пригласили. Тем временем компанию насильственно лишили возможности отгрузки щебня потребителям. С минувших выходных она ежедневно несет существенные убытки и находится под угрозой закрытия и разорения. Милиция, которую ПГД вызывает практически постоянно по факту противозаконного воспрепятствования своей деятельности, не приезжает, что, видимо, должно свидетельствовать о наличии в Карелии прочной административной вертикали, но "для своих".
Московские наблюдатели почти единодушно относят Карелию к числу регионов, которые готовятся к ротации высших чиновников. С этой точки зрения не исключено, что премьер-министр республики Павел Чернов в скором времени оставит свой пост. Возможно, компания, подвергшаяся атаке, получила бы шанс устоять, дождавшись кадровых перемен. Но ее оппоненты, видимо, тоже торопятся. Карьер, стоимость которого до начала конфликта составляла 35 млн евро, сумевший выстоять в кризис и дающий работу 200 сотрудникам, оказался перед угрозой закрытия.
Напомним, «Карелприродресурс» в 2008 году сомнительным путем получил от Минприроды Карелии лицензию на месторождение, расположенное в паре сотен метров от карьера ПГД. Конфликт подразумевался изначально: зона разлета осколков при взрывах породы у «Карелприродресурса» накрывает часть дороги, по которой ПГД возит свой щебень на ближайшую железнодорожную станцию. Именно силами ПГД станцию несколько лет назад переоборудовали из пассажирской в грузопассажирскую. На ней в силу размеров может грузиться только один производитель. Если бы «Карелприродресурс» построил там еще один погрузочный терминал, вопрос противостояния был бы снят. Но цена терминала почти равна цене карьера. Поэтому «Карелприродресурс», насколько известно, строить терминал не планирует, зато регулярно сообщает сотрудникам ПГД, что их компания в ближайшее время перестанет существовать.
Неделю назад Северо-Западное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта (ФАЖТ) якобы обнаружило на станции технические нарушения со стороны ПГД, а железнодорожники объявили об отказе предоставлять вагоны под погрузку. Проверка ФАЖТ была лишь одной из полутора десятков проверок, которым ПГД подвергся за несколько последних месяцев. Причем ни одна из них не сопровождалась прокурорским предписанием, которого требует новое законодательство о защите малого и среднего бизнеса.
Ночью с субботы на воскресенье доступ ПГД на железнодорожную станцию был вовсе перекрыт. Сотрудники «Карелприродресурса» заблокировали дорогу, построенную ПГД на арендованной у минлеса Карелии земле, тягачом с грузом щебня. В первую ночь по обе стороны от него скопилась пробка из техники ПГД, которая постоянно курсировала между карьером и станцией. Милиция по вызову не приехала, а сотрудники ГИБДД, которые до этого неделями дежурили на месте происшествия, никаких нарушений не усмотрели. Сейчас в лесу постоянно находится по нескольку десятков человек с обеих сторон. К настоящему моменту ПГД смог убрать свою технику со своей же дороги, которая все еще перекрыта чужим тягачом, и дописывает исковые заявления о грубом нарушении имущественных прав и о бездействии карельских органов власти.
Тягач стоит в месте, где новая дорога «Карелприродресурса» пересекает дорогу ПГД. Согласия на пересечение участка, арендованного ПГД, конкуренты не спрашивали. Поэтому владельцы ПГД пригласили охранников из другого российского региона и поставили пару шлагбаумов, ограничивших их участок. При этом шлагбаумы поднимали перед каждой машиной «Карелприродресурса». Тем не менее несколько дней назад сотрудники конкурирующей фирмы напали на охранников ПГД. Один из них госпитализирован с тяжелым ранением головы, поскольку охрана получила категорический приказ не оказывать физического сопротивления: в ПГД понимают, что в сложившейся ситуации противник лишь ждет момента, чтобы предъявить еще и уголовные обвинения. Карельская милиция отказалась выехать и по факту нападения на охранников. Зато минлес Карелии предложило ПГД расторгнуть договор аренды лесного участка. Официальные власти Карелии вообще стараются подчеркнуть, что именно ПГД, а отнюдь не компания с участием родственника премьер-министра препятствует свободной рыночной конкуренции.
«Карелприродресурс» получил лицензию на освоение своего месторождения в результате конкурса, проведенного минприроды Карелии в ноябре 2008 года. В комиссию входили первые лица министерства. Поскольку из пяти компаний-участниц две -- «Карелприродресурс» и «Онежские карьеры» -- набрали одинаковые баллы по результатам презентации технико-экономических обоснований, перешли к их предложениям о разовом платеже в республиканский бюджет. «Карелприродресурс» предложил установленный законом минимум. «Онежские карьеры» -- 43,5 млн руб., то есть в 13 раз больше. После этого министр природы неожиданно для всех ушел в отпуск, а его заместитель объявил победителем компанию «Карелприродресурс». Это заинтересовало прокуратуру, и она даже сумела оспорить противоречащий арифметике результат в республиканском суде, но «Карелприродресурс» выиграл кассацию и апелляцию в Петербурге, где суд без объяснения причин восстановил итог скандального конкурса.