|
|
N°61, 12 апреля 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы вынуждены забыть о собственном жилье»
Британцы опасаются, что их парламент «подвесят»
Великобритания вступила в период политической лихорадки. Короткая, но исключительно интенсивная избирательная кампания стартовала после того, как премьер-министр Гордон Браун распустил парламент и назначил очередные выборы на 6 мая. В течение всего одного месяца политикам всех цветов и мастей надо постараться привлечь на свою сторону как можно большую часть населения. А граждане, в обычные времена скептически относящиеся к речам политических деятелей, должны разобраться в этом разноголосом гвалте. Партий, претендующих на 650 мест в палате общин, более десятка. Но главных действующих лиц трое: лейбористы, консерваторы и либеральные демократы. Они, по мнению экспертов, поделят 90% голосов.
Лейбористы, которые убедительно побеждали на трех предыдущих выборах и находятся у власти уже 13 лет, больше не могут рассчитывать на безоговорочную поддержку. Избирателей не вдохновляет участие Соединенного Королевства в войнах в Ираке и Афганистане. Многие полагают, что партия власти несет ответственность за тяжелую экономическую ситуацию в стране. В итоге, по данным последних опросов, за лейбористов готовы проголосовать 30--32% избирателей. Зато консерваторы, с 1997 года пребывающие в оппозиции, постепенно возвращают себе доверие избирателей. Ожидается, что под руководством своего энергичного 43-летнего лидера Дэвида Кэмерона они наберут 38--40% голосов. Еще около 20%, видимо, получат либерал-демократы.
Тем не менее, побывав на собрании избирателей в лондонском пригороде Бекслихит, я убедился, что ни одна из ведущих партий не вызывает у людей сильных положительных эмоций. 22-летняя одинокая мама Дженни Пратт считает, что они не улучшат ее положения. «Я голосую впервые, но никак не могу понять, чья программа подходит мне больше, -- рассказала она «Времени новостей». -- Количество рабочих мест сокращается, социальные выплаты будут урезаны, средства на образование сокращаются. Я и мои сверстники вынуждены забыть о собственном жилье, но и снимать квартиру становится все дороже». «Если честно сказать, я в полной растерянности», -- признается Дженни.
56-летний фармацевт Эндрю Биггл тоже не в восторге от имеющегося выбора. «В сущности, нет разницы, за кого голосовать, -- сокрушается он. -- Впереди тяжелые времена. Я, пожалуй, выберу консерваторов, но не потому, что они мне нравятся больше других, а потому, что они вроде бы принесут меньше вреда».
Недоверие избирателей во многом связано и с разочарованием, которое они пережили осенью 2009 года. Тогда пресса обвинила депутатов в нецелевом использовании выделяемых им средств. Речь шла о том, что большинство народных избранников тратили деньги налогоплательщиков на свои частные нужды: оплачивали ипотечные кредиты, приобретали дома, мебель, оформляли родственников на должности своих секретарей и помощников. В результате если раньше избиратели не доверяли обещаниям политиков, то теперь они сомневаются даже в их личной порядочности.
Поэтому все партии сейчас демонстрируют фантастическую энергию в обхаживании избирателей, в особенности тех, кто еще не определился с выбором. «Но шансов на увеличение явки очень мало», -- считает профессор Лондонской школы экономики Патрик Данлеви. «Нынешние выборы могут стать историческими, -- заявил он «ВН». -- До сих пор британские избиратели почти всегда отдавали предпочтение одной из двух основных партий. А поскольку в стране действует мажоритарная избирательная система (британцы голосуют в округах за конкретных кандидатов, а не по партийным спискам. -- Ред.), то победившая партия и получала львиную долю мест в палате общин. Однако на этот раз разница в результатах может оказаться слишком маленькой, и впервые с 1974 года страна получит так называемый «подвешенный» парламент. Победившая партия не наберет в нем большинства мест, и к власти тогда придет либо правительство меньшинства, либо коалиция, что нехарактерно для Великобритании».
Слова «подвешенный парламент» пугают не только политиков, но и избирателей. Более всего опасений вызывает перспектива коалиционного правительства. И хотя в остальной Европе это в порядке вещей, британцы не представляют, как могут совместно и эффективно работать несколько партий. «Тут нам мешают два обстоятельства: полное отсутствие такого опыта и традиционный английский индивидуализм, который так часто выручал нас в истории. Вот почему мы так скептически относимся к Вестминстеру, в котором не будет ярко выраженной лидирующей партии», -- считает профессор Данлеви.
Чтобы избежать такой перспективы, консерваторам надо во что бы то ни стало оторваться от лейбористов на 7--8%. Это непросто. 59-летний Гордон Браун и его партия в эти дни щедры на обещания. Они пытаются убедить избирателей, что не допустят увеличения безработицы и сокращения государственных расходов. Но эти и другие обещания выполнить будет почти невозможно: особенно если британская экономика будет слишком медленно выходить из рецессии.
Впервые в национальной истории перед выборами запланировано несколько полуторачасовых дебатов лидеров трех ведущих партий. Они и станут для них уникальной и последней возможностью убедить избирателей в своем праве на руководство страной.
Зураб НАЛБАНДЯН, Лондон